О священном шуметеке (мужской половой орган) в мечети Шопан ата и его пропаже рассказал директор Мангистауского государственного историко-культурного заповедника Марат Утесинов, передает Lada.kz.
Подземная мечеть и некрополь Шопан ата, по словам Марата Утесинова, состоят в государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения.
Некрополь Шопан ата является самым большим по площади и количеству видимых памятников. В настоящий момент их более 2 тыс. Здесь можно встретить все типы мемориально-культовых памятников, которые характерны для западного региона Казахстана.
Впервые его исследовала в 1951-1952 годах архитектурная экспедиция под руководством Малбагара Мендикулова. Позже, в 1977-1978 годах, некрополь посетила экспедиция, организованная министерством культуры КазССР. В 1982 году сюда прибыла экспедиция под руководством Серика Ажигали, которая была организована обществом по охране памятников. Постановлением совета министров Казахской ССР от 26 января 1982 года некрополь и мечеть Шопан ата были приняты под государственную охрану.
«В результате исследования на учет приняли 1661 памятник. Среди них огромное количество уникальных форм архитектуры, таких как «койтас», архаичные оградки, ящики-саркофаги, стелы-ферты, грубо обработанные каменные стелы, стилизованные надгробия, а также саганатамы, купольные мавзолеи, кулпытасы, кулпытасы с койтасами, ступенчатые надгробия типа уштасов и бестасов», — рассказал Марат Утесинов.
Из-за политических соображений советского периода символ фаллического культа не был взят на учет специалистами, то есть камень не был задокументирован и на него не составлялась учетная документация.
С 1990-х годов пользователем памятника истории и культуры «Подземная мечеть Шопан ата и некрополь» является общественный фонд «Шопан ата». Согласно охранному обязательству, данная организация отвечает за сохранность ансамбля и комплекса.
Необычный предмет поклонения предков, по словам Марата Утесинова, пропал еще в апреле прошлого года. Шыракшы (смотритель) некрополя Шопан ата обратился по данному факту с заявлением в полицию. В данное время проводится поиск камня и ведутся следственные мероприятия.
«Предполагаем, что похитить священный камень могла какая-нибудь секта или, возможно, ее украли в лечебных целях», — сказал директор Мангистауского государственного историко-культурного заповедника.
Символ фаллического культа, как подчеркнул Марат Утесинов, использовался для вымаливания потомства.
«Фаллический культ характерен для всей Евразии, можно сказать, известен всему миру. Поэтому говорить, что это не памятник историко-культурного наследия — ошибка. Это, наоборот, один из элементов, являющийся доказательством принадлежности этой территории к гуннской, а потом и к тюркской мифологии», — подытожил Марат Утесинов.
Напомним, священный фаллос исчез из некрополя в Мангистау.