суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

Нужно отказаться от взносов в ФСМС: Экономист о снижении налогового бремени для казахстанцев

Ежемесячно казахстанцы, в том числе индивидуальные предприниматели, платят в государственную казну немалые налоги. По информации специалистов, отмечается неравномерность в выплатах этих самых начислений: нагрузка на мелких предпринимателей составляет примерно 15%, а на крупный бизнес — около 7%. Такая разница, безусловно, создает социальную напряженность в обществе. Специально для редакции ИА «NewTimes.kz» казахстанский экономист Марат Абдурахманов провел свои расчеты и пришел к выводу, что для сохранения баланса налоговой нагрузки необходимо, к примеру, принять прогрессивную шкалу доходов казахстанцев, а также отказаться от взносов в фонд обязательного социального медицинского страхования.

Фото: 24.kz
Фото: 24.kz

По данным бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК, средняя налоговая нагрузка на фонд заработной платы в 2019 году составила 21,78%, при этом максимальная была зафиксирована в Нур-Султане (51,92%), а минимальная — в Туркестанской области (4,94%). К слову, минимальные показатели налоговой нагрузки говорят о высоком уровне безработицы, который, между прочим, в налоговом кодексе не учтен. Высокие показатели, наоборот, сигнализируют о необоснованно высоких заработных платах.

Читайте также: Самый высокий уровень бедности по стране – в Туркестанской области

В соответствии с действующим законодательством нашей страны, налоговая нагрузка на фонд заработной платы составляет 21,21%. В этом году данный показатель увеличен еще на 1% из-за взносов в ФСМС. Поступления от индивидуальных предпринимателей по упрощенной декларации по индивидуальному подоходному налогу (ИПН) составляют около 90 млрд тенге, то есть при среднем доходе 6 трлн тенге они оплачивают  ИПН за ИП и обязательные платежи. Общий их фонд налогов и платежей составляет около 1 трлн тенге, что соответствует налоговой нагрузке около 15%. Это согласно закону «О государственном бюджете на 2021-2023 годы». А вот 50 крупнейших налогоплательщиков РК заплатили в 2019 году 2,7 трлн тенге, что составляет около 7% от их совокупного годового дохода (от 2 до 9%).

Таким образом, можно констатировать неравномерность налоговой нагрузки, которая создает социальную напряженность в обществе.

Следует отметить, что из 9,8 млн человек бюро национальной статистики учитывает в качестве работников только около 3,8 млн граждан. Чем питаются и на что живут остальные 6 млн людей, непонятно. Они учитываются как самозанятые и выпавшие из экономического оборота.

При этом в статистике присутствуют доходы экспатов — иностранцев, работающих в Казахстане. Два года назад квота на них составляла около 300 000 человек.

Таким образом, создается не соответствующая реальности отчетность, которая говорит о благополучии на рынке труда и достаточности доходов на потребительские нужды. Однако если убрать из статистики доходы иностранцев и посчитать налоговую нагрузку на работающего гражданина Казахстана с учетом распределения его дохода, то уровень налоговой нагрузки вырастет до 40%, поскольку в среднем в одной семье работает только один человек.  

Читайте также: За чертой бедности: Что происходит с прожиточным минимумом в Казахстане?

Для исключения неравномерности и излишнего налогообложения, в том числе с учетом ранее принятых обязательств по налогообложению (положения налогового кодекса РК от 12.06.2001 года по объединению социального налога, взноса на социальное страхование, взноса на медицинское страхование и т.д.), необходимо разработать простую и понятную модель налогообложения с учетом стимулирования технологического развития и 100%-ной занятости в производственных секторах экономики и снижения доли непроизводственных отраслей экономики для создания условий по формированию накоплений граждан, которые, к слову, и должны являться основной базой для долгосрочных инвестиций в РК.

Рекомендации:

  1. Исключить неравномерности путем утверждения нормативов потребления, с учетом рекомендаций Всемирного банка. Для справедливого налогообложения предлагаю вернуть норму о безусловном зачете в размере минимального прожиточного минимума на каждого неработающего члена семьи. При этом следует применить рекомендацию Всемирного банка по определению черты бедности в размере 5 долларов США. Таким образом, средняя семья в Казахстане получит налоговый вычет до обложения подоходным налогом в размере 525 американских долларов (3,5Х150 долларов США=525 долларов США в месяц по курсу на день начисления).

Что важно, начисление пенсионных взносов по заработным платам, равным или меньшим данному уровню, предлагаю осуществлять государству, что будет стимулировать занятость в принципе. Введение юридического понятия «необлагаемый доход» позволит создать рабочие места, как минимум 5 млн рабочих мест за пять лет.

  1. Исполнить обязательства по поддержанию уровня налогообложения в прошлые периоды. Предлагаю полностью исключить взносы на обязательное социальное и медицинское страхование, отчисления на обязательное социальное и медицинское страхование, социальные отчисления, поскольку они все ранее уже были включены в существующую ставку 9% социального налога.
  2. Вернуть режим патента для субъектов микробизнеса с плоской шкалой 1% при доходах в размере 13-кратного минимального прожиточного минимума в год. При этом следует восстановить уровень налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства в размере 3% путем зачета в сумму исчисленного ИПН налоговых платежей из фонда заработной платы.
  3. Применить прогрессивную шкалу от 5 до 50% для доходов физических лиц по ИПН. Все доходы до десятикратного размера минимальной оплаты труда должны облагаться налогом в размере 5%, до стократного — 10%, 500-кратного размера — 20% и т.д.
  4. Применить прогрессивную шкалу от 10 до 90% для доходов юридических лиц по корпоративному подоходному налогу (КПН). Доходы до десятикратного размера минимальной оплаты труда должны облагаться в размере 10%, до 100-кратного — 20% и т.д. По всем офшорным операциям установить ставку в размере 90% КПН у источника выплаты. Введение понятия «офшорные операции» позволит прекратить вывоз капитала в офшорные юрисдикции с уклонением от уплаты налогов.

Читайте также: Эксперт об ответе Мамина на депутатский запрос: «Завтрашние пенсионеры будут нищими»

Налогообложение по отраслям

  1. Земельный налог. В настоящее время ставки по земельному налогу никак не привязаны к результату труда крестьян, более того, существующие ставки и порядок налогообложения не стимулируют обрабатывать землю. Базовые ставки начинаются от 2,4 тенге за один гектар и ограничены 1013,12 тенге за гектар в зависимости от балла бонитета. Такие низкие ставки не стимулируют обрабатывать землю и использовать их рационально, а больше стимулируют держать землю как финансовый актив. Предлагаю повысить ставки в 1000 раз с введением зачета для землепользователей в сумме дохода от реализованной продукции по единому земельному налогу и сельскохозяйственным предприятиям с ежегодным подтверждением космическим мониторингов использования земельного участка. Данные нормы в настоящем кодексе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет РК» не предусмотрены. В настоящее время используются только 22 млн га из 200 млн га, введение этой нормы позволит в 2023 году обеспечить поступления от единого земельного налога в размере не менее 2 трлн тенге и создать в сельской местности не менее 3 млн рабочих мест.
  2. Налогообложение промышленности. В настоящее время не предусмотрено дифференцированное налогообложение по производственным отраслям экономики. Для решения этой проблемы предлагаю ввести коэффициент допустимой налоговой  нагрузки производственных отраслей, который ограничит избыточное налогообложение. Для этих целей в ст. 313 кодекса необходимо внести следующее дополнение: «Налогооблагаемый доход производителей промышленной продукции, не связанных с добычей, обработкой и переработкой полезных ископаемых, облагается по ставкам на уровне 30% от уровня рентабельности предприятия. Порядок регулирования промышленного производства и критериев отнесения производства к промышленному производству определяется на основании методики министерства национальной экономики РК».
  3. В статье 740 говорится, что налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является стоимость объема добытых за налоговый период углеводородов. Данная норма создает посредников в этой сфере и необоснованные основания для обогащения, поскольку разделяет добычу по отраслям. Предлагаю изменить эту формулировку: «Налоговой базой для исчисления налога на добычу полезных ископаемых является рыночная стоимость объема добытых за налоговый период полезных ископаемых в соответствии с отчетом маркшейдера и рыночной ценой на мировых рынках на дату добычи». Также предлагаю ввести четкую ставку в размере 50% от среднерыночной мировой цены добытого полезного ископаемого, за исключением случаев полной переработки добытых полезных ископаемых и регистрации готовой продукции в уполномоченных органах РК. Да, эта норма сильно повлияет на инвестиции в добывающие отрасли, но, с другой стороны, данная норма позволит обеспечить поступления в бюджет не менее 10 трлн тенге и станет неким заслоном для вывоза сырья без переработки, поскольку это  станет просто невыгодно.  

Косвенное налогообложение

Предлагаю ввести полный запрет на сборы, платы и иные платежи, которые идут не в государственный бюджет, что позволит создать условия для индустриализации и снизит коррупционные риски.

Читайте также: Казахстан рискует попасть в категорию нищих стран – эксперт

Выводы:

  1. В настоящее время уровень производства добавленной стоимости в экономике РК составляет около 22%, что недостаточно для развития экономики страны, требуются комплексные меры по стимулированию создания добавочной стоимости в РК.
  2. Бюро статистики не ведет динамику ВНП и ВВП в стабильных ценах, которые сейчас показывают падение экономики РК в два раза к 90-м годам прошлого века. Для решения этой проблемы предлагается введение отраслевых коэффициентов налогообложения прибыли.
  3. Низкий уровень жизни граждан связан с необоснованными показателями минимального прожиточного минимума, минимальной заработной платой. Предлагаю ввести нормы, рекомендуемые Всемирным банком.
  4. Предлагаю вернуться к прогрессивной шкале налогообложения и ввести необлагаемый доход граждан. Данная норма позволит создать до 5 млн рабочих мест за пять лет.
  5. Введение новых ставок платы за землю позволит полностью отказаться от института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и повысить эффективность их использования.
  6. Бюджеты всех уровней смогут получить до 15 трлн тенге в год через пять лет, при этом уже в 2022 году сумма поступлений в бюджет при принятии предложенных норм составит около 8 трлн тенге.
  7. Уровень реальной и скрытой безработицы упадет с 60 до 4%. 
Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 4