Кенжегали Сабуров 20 лет назад переехал в Казахстан из Узбекистана. В селе Кайназар Енбекшиказахского района, на маленьком дачном участке расположена теплица, где кандас выращивает цитрусовые, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Inalmaty.kz.
По словам Кенжегали, мало кто верит, что в Иссыке растут лимоны.
«Никто не поверит, что у нас в Иссыке растут лимоны. А у меня растут. Лимоны, апельсины, мандарины, а скоро начнут плодоносить и грейпфруты», — гордо заявил Кенжегали Сабуров.
Изначально, рассказывает Кенжегали, он хотел только попробовать и не предполагал, получится у него или нет.
«Вроде бы получается, вот уже пятый год», — с улыбкой говорит садовод.
У Кенжегали мало земли, теплица занимает всего 2,5 сотки, и в ней теснится 120 растений. Растения активно разрастаются и требуют новых площадей, но возможности расширения мини-фермы пока нет.
«Если мы будем выращивать больше фруктов, можем обеспечивать свой район и даже продавать в область. Во всех соседних странах выращивают цитрусовые – в России, Китае, Турции, Грузии, Узбекситане, почему у нас этого нет? Земля подходит, все возможности есть. Просто нужно этим заниматься», — рассказывает Кенжегали.
Началось все с того, что Кенжегали в 2016 году поехал по делам в районный центр – город Иссык и случайно встретил там грузинку, которая продавала саженцы цитрусовых. Сельчанин начал ее расспрашивать, интересоваться, в итоге купил 120 саженцев по 2500 тенге, которые привезли к нему домой прямиком из Грузии.
Ощутимый урожай цитрусовый сад дал в 2020 году – лимоны принесли около 15-20 кг с каждого растения. Больше 200 кг лимонов Кенжегали и его жена продали односельчанам по цене ниже рыночной.
«Моя жена работает в школе, и все наши лимоны выкупили школьные работники, кто 5 килограммов, кто 3. Когда на базаре лимоны стоили 1000 тенге, мы продавали по 800, поэтому они у нас разошлись очень быстро», — рассказал Кенжегали.
В этом году фермер ожидает хороший урожай — 500-600 килограммов только лимонов. По словам садовода, с каждым годом урожайность растет, но все упирается во вложения. Чтобы расширяться, нужны дополнительные финансы на землю с коммуникациями и теплицы.
«Если у меня будет возможность, хотя бы гектар земли, я обеспечу цитрусовыми всю Алматинскую область. Я не знаю, как быть в следующем году, что делать. Растениям уже сейчас тесновато, а им скоро давать урожай. В следующем году, возможно, будет 2 тонны, еще через год – 3. Нужно срочно расширять теплицу хотя бы в пределах всего моего участка, но у меня нет на это денег. Я вложил в хозяйство все, что смог, а доходов оно пока не дает. Не знаю, как быть дальше», — рассказал мужчина.
Коллеги в Грузии и Узбекистане рассказали Кенжегали, что один лимон на 8-10 году жизни дает 200-250 кг лимонов, поэтому планы у него далеко идущие.
Начиная со 120 черенков с неясными перспективами, Кенжегали не обращался за помощью ни в акимат, ни к ученым. У него есть связь с узбекистанскими фермерами, которые занимаются выращиванием цитрусовых в больших масштабах. В 2019 году он ездил в Узбекистан и посетил теплицы с лимонами, посмотрел, получил много информации. Оттуда привез несколько специализированных книг и саженцы узбекистанских лимонов.
«В сельском хозяйстве самый главный ресурс – это время. Так что нам остается только расширять угодья и ждать: по прогнозам, на 6-й год теплица должна окупиться полностью», — делится планами Кенжегали.
По словам Кенжегали, работников у него нет, да они и не нужны: в теплице ему помогает жена, и они вполне справляются вдвоем.
«Мы, кандасы, 20 лет назад переехали в Казахстан из Узбекистана. По профессии я инженер-строитель, жена – учитель математики. У всех моих детей есть высшее образование. Информацию я беру из интернета, в том числе по болезням растений и другим проблемным моментам. Но если кто-то предложит помощь, я не откажусь», — рассказал Кенжегали.
По словам садовода, в Казахстане есть все данные для сельского хозяйства – отличная почва, мягкий климат.
«Просто надо работать, тогда мы сможем выращивать и бананы, ананасы, киви, другие экзотические фрукты. Если кто-то предложит финансовую помощь, я вложу в работу всю душу. Нужно жить для того, чтобы оставить после себя все, что только сможем, мы же ничего с собой на тот свет не заберем», — сказал Кенжегали Сабуров.