За короткое время, утверждает представитель зернопереработческой отрасли, комплексная ставка выросла до 1 млн тенге, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на inbusiness.kz.
Хотя еще недавно это было 800 тыс тенге. Это за дорогу от СКО до известной всем экспортерам зерна и муки станции Галаба.
Вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана Таисия Колегова отмечает, что причиной такого подъема цен стало как раз удорожание стоимости оперирования крытыми вагонами.
«Собственники вагонов комментируют рост цен нежеланием везти товары в этом направлении. Утверждают, будто афганцы разбирают вагоны по запчастям. Но как оказывается, это всего лишь повод создать искусственный ажиотаж и возможность заработать. У новоиспеченной афганской власти любые нарушения против чужой собственности караются физическими увечьями, и порядка там сейчас даже больше, чем в некоторых правовых государствах», — считает Таисия Колегова.
Ранее, когда на территории Афганистана только начинал развязываться внутренний конфликт, наши мукомолы уже прогнозировали подобное подобное поведение отечественных бизнесменов, предоставляющих в аренду вагоны.
Как видим, предположения оказались не далеки от истины. В этой ситуации она предлагает антимонопольщикам задуматься о том, нет ли ценового сговора у собственников вагонов, поднявших ставки на аренду на не такие уж скромные 250 тыс тенге за единицу. Возможно, плюс 30-50 тыс - было бы еще терпимым удорожанием, но здесь аппетиты владельцев оказались куда шире.
«А это 9 долларов на тонну муки, которые в виде убытков ложатся на экспортера муки, поскольку клиент - афганский покупатель нам эту сумму возмещать не станет», — говорит представитель мукомольного бизнеса.
Еще один неприятный для экспортеров момент — оптимизация железнодорожных станций в РК, из-за чего стало меньше людей и локомотивов. И если проблема с нехваткой вагонов сезонная, то тут еще и добавляются крайне медленные темпы работы. И только по внутренним казахстанским причинам отправка грузов на экспорт замедлилась примерно вдвое, отмечает спикер. А ведь впереди еще и Узбекистан, где наших экспортеров ждут свои, ставшие уже традиционными, преграды.
«В итоге, оборот товара уменьшен, деньги в товаре, новых продаж нет, пока долги не отгрузятся, выручка не поступает, закупа сырья нет и страдают не только мукомолы, но и экономика всей страны», — сетует Таисия Колегова.
Напомним, проблемы с отправкой грузов на экспорт железнодорожным транспортом у казахстанских предпринимателей возникают ежегодно. Обычно, основной причиной, как водится, была сезонная нехватка вагонов. Их приходилось каждый раз выбивать чуть ли не с боем, а постоянные встречи на различных площадках, посвященные этому вопросу, по сути, ничего не меняют.