Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляют государственные органы и должностные лица, уполномоченными осуществлять государственный контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Какие актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей имеются на данный момент, и какие действия предпринимаются для их решения? На эти и другие вопросы корреспонденту ИА «NewTimes.kz» ответила главный эксперт Управления контроля и обеспечения реализации защиты прав потребителей Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Инкар Егизтаева.
«Для обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан комитетом по защите прав потребителей или его территориальными подразделениями проводятся внеплановые проверки. Данная мера государственного контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом. Так за 2021 год и первый квартал 2022 года территориальными Департаментами было проведено 114 проверок», — рассказала главный эксперт Управления контроля и обеспечения реализации защиты прав потребителей.
По итогам проверок было наложено 23 штрафа субъектам среднего и крупного бизнеса на сумму 2 млн 590 тыс. тенге, а также было выписано 60 предупреждений.
«Если права потребителей были нарушены впервые, то это повлечет за собой предупреждение. Но если это повторяется второй раз после того как было наложено административное взыскание, – это деяние уже повлечет штраф в размере 10, субъекты малого предпринимательства будут оштрафованы в размере 20, субъекты среднего предпринимательства – в размере 30, а субъектам крупного предпринимательства будет наложен штраф в размере 50 МРП», — добавила собеседница.
По итогам 2021 года было рассмотрено 25 223 обращений. Наибольший удельный вес составляют:
- розничная торговля (55,4%);
- бытовые услуги (15,2%);
- электронная торговля (5,3%);
Основными причинами обращений являются:
В розничной торговле:
- отказ продавца в возврате некачественного товара в течение 14 дней (33,9%);
- непредставление информации о товаре (12,7%);
- отказ в ремонте/обмене товара ненадлежащего качества (12,1%).
Бытовые услуги:
- некачественные услуги по изготовлению и ремонту мебели являются (43%);
- некачественные услуги парикмахерских и косметологических салонов (6,7%).
Электронная торговля:
- отказ в возврате товара (26,9%);
- предоставление некачественного товара (17,1%);
- обман потребителей (13,4%).
«За 2021 год и первый квартал 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 30629 заявлений, в результате предпринятых мер гражданам было возвращено более 515 351тыс. тенге. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года (в 2021 году за первый квартал поступило 4398 обращений, за первый квартал 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 5406 обращений) темп роста составил 123%. В результате проведения мероприятий казахстанцами вернули 162,1 млн.тг. Проведение данного анализа показало, что в подавляющем большинстве случаев права граждан не соблюдаются в сфере бытовых услуг, в розничной торговле, в жилищно-коммунальном хозяйстве и в электронной торговле», — продолжила спикер.
Пример количества обращений в разрезе сфер:
- В розничной торговле – 2759, или 51% от общего количества жалоб;
- Бытовые услуги -1133, или 21% от общего количества жалоб;
- Другое - 173, или 3,2% от общего количества жалоб;
- Электронная торговля - 366, или 6,8% от общего количества жалоб;
- Услуги ЖКХ - 272, или 5% от общего количества жалоб;
- Авиаперевозки - 20, или 0,4% от общего количества жалоб;
- Финансовые услуги - 85, или 1,6% от общего количества жалоб;
- Услуги связи - 123, или 2,2% от общего количества жалоб;
- Общественное питание - 79, или 1,5% от общего количества жалоб;
- Услуги транспорта - 152, или 2,8% от общего количества жалоб;
- Медицинские услуги - 88, или 1,7% от общего количества жалоб;
- Туристские услуги - 101, или 1,8% от общего количества жалоб;
- Услуги образования – 55, или 1% от общего количества жалоб.
«За первый квартал 2022 года участились жалобы на бизнес-представительства стран ЕАЭС в Республике Казахстан. В частности, в республике Казахстан в десяти регионах (таких как Актюбинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Востоночно-Казахстанская, Мангистауской, Туркестанской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Костанайской областях и в городе Нур-Султан) зафиксированы факты непринятия платежных карточек казахстанских банков второго уровня. За административное правонарушение, которое выражается в отказе принимать платежи и (или) переводы с использованием платежных карточек индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, обязанными принимать их во время осуществления торговой деятельности (выполнения работ, оказания услуг) на территории Республики Казахстан (ст.194 ч1 КоАП), привлекаются органы гос. доходов. Поэтому Комитетом оперативно были направлены запросы по данным фактам нарушения в КГД, и дополнительно для разностороннего решения вопроса в АРРФР, АФМ, АЗРК», — добавила собеседница.
Электронная и розничная торговля, услуги связи (интернет) и услуги по изготовлению мебели – очень злободневные вопросы на настоящий момент. По всем проблемным вопросам направляются запросы в компетентные органы, идет юридическая консультация граждан, также проводится ежедневный анализ жалоб для подачи в суд более 10 потребителей по одному и тому же вопросу.
К примеру, в республике участились жалобы на недобросовестных продавцов массажных накидок сомнительного качества по очень завышенным ценам.
«Территориальным Департаментом по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области Комитета было направлено исковое заявление в Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области (далее – Суд) в интересах 29 потребителей, решение которого оказалось безпрецедентным случаем в судебной практике Республики Казахстан. До вынесения судом решения, компания возвратила 15 потребителям полную стоимость товара, а именно 9 828,6 тыс. тг. 8 апреля 2022 года Суд принял решение в пользу исца (Департамента), оставшимся 14 потребителям денежные средства будут возвращены в полном размере», — продолжила спикер.
В настоящее время продолжают поступать обращения граждан касательно возврата денег за отменённые рейсы после декабрьского крушения в 2019 году самолета авиакомпании АО «Бек Эйр», Комитетом по защите прав потребителей проводится работа по направлению шестого иска в суд, для представления интересов более 70 потребителей.
Турксибским судом Алматы были удовлетворены пять исков Комитета в отношении авиакомпании АО «Бек Эйр». Комитет представлял интересы 1797 человек, сумма исков составила более 110 млн. тенге. Приняты все необходимые меры и пройдены все этапы гражданского судопроизводства, решения по всем искам вступили в законную силу. На настоящий момент осуществляется исполнение судебных решений судебными исполнителями в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Справочно. Решение по первому иску вступило в силу 17 июня 2020 года, по второму иску 24 июля 2020 года, по третьему иску 29 октября 2020 года, по четвертому 28 декабря 2020 года, по пятому иску вынесено решение 18 мая 2021 года (справочно: первый иск – 909 человек, на сумму 54,2 млн. тенге, второй иск – 81 человек, на сумму 5,9 млн. тенге, третий иск – 535 человек, на сумму 33,8 млн тенге, четвертый иск – 153 человек, на сумму 9,3 млн тенге, 5 иск – 119 человек, на сумму 7,3 млн тенге).
В целях восстановления нарушенных прав, сотрудниками Комитета в рабочем порядке был отработан вопрос возврата денежных средств маркетплейсом Wildberries и налажена работа личных кабинетов потребителей.
Все потребители, кто также пострадал из-за мартовского сбоя маркетплейса Wildberries могут получить полную информацию и консультацию на официальном телеграм канале https://t.me/wildberriesofficialcustomer
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам «горячей линии» комитета: 74-98-32, 74-98-36, 75-06-49.