Об изменениях в Конституцию Республики Казахстан

Празднование одного из важных (наряду с Днем Независимости Республики Казахстан) праздников в Республике Казахстан – Дня Конституции, безусловно, пройдет под знаком конституционной реформы, за которую граждане страны отдали свои голоса на референдуме 5 июня 2022 года. В первую очередь, это обусловлено содержательным характером изменений в Конституцию, а также ожиданиями быстрых и качественных реформ всей законодательно-правовой системы путем приведения ее в соответствие с «новой» пересмотренной Конституцией. Учитывая масштабы и содержание поправок в Конституции, несложно сделать вывод, что президентом Республики Казахстан г-ном Касым-Жомартом Токаевым инициирована значительная по своим объемам реформа законодательно-правовой системы, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на кандидата наук, судью Конституционного суда Республики Хорватия Мато Арловича.

 

Напомним, была пересмотрена почти треть статей Конституции. По содержанию все поправки направлены, прежде всего, на искоренение авторитарной системы правления, подкрепляемой кумовством. Фактически целью пересмотра Конституции является упразднение « суперпрезидентской » системы в Республике Казахстан и превращение ее в систему президентского правления с сильной парламентской, судебной и конституционной властью. В этой связи поправками исключается статус «Елбасы» в Конституции, которым был наделен бывший президент Нурсултан Назарбаев. Этот упомянутый мной титул (глава нации) наделял его особыми привилегиями и незыблемым авторитетом как в обществе, так и в органах государственной, региональной и местной власти. Дальнейшему демократическому прогрессу, на формально-конституционно-правовом уровне, путем разрыва с авторитарной системой правления и встроенной в нее системой культа личности, способствует принятый на референдуме конституционный запрет родственникам президента занимать должности политических государственных служащих, руководителей компаний квазигосударственного сектора. Это заложило конституционную основу для искоренения кумовства и привилегий.

Однако самым важным в плане конституционных изменений для дальнейшего демократического развития Казахстана, устойчивого развития экономики и создания условий для лучшей жизни граждан и укрепления социальной справедливости, безопасности и стабильности, являются изменения, связанные с:

децентрализацией управления экономикой, особенно в области управления, использования и распоряжения природными ресурсами и распределения прибыли на этой основе более справедливым образом на благо всех жителей страны; децентрализацией административно-территориального устройства и деконцентрацией исполнительной и административной власти путем предоставления больших полномочий и обязанностей префектам, мэрам и местным органам власти в сельской местности; введением смешанной избирательной системы - за счет объединения партийных и окружных списков расширяется пространство для более справедливого территориального представительства в представительных органах; сокращением конституционных барьеров для создания политических партий, что открывает возможности для большего политического разнообразия; расширением пространства для признания и защиты прав и свобод человека (в том числе меньшинств), а именно: смертная казнь была отменена, вводится нулевая терпимость ко всем формам пыток, либерализованы условия для создания профсоюзных организаций и их деятельности, предоставляются конституционные гарантии и более широкое пространство для свободы прессы и других средств массовой информации, конституционные гарантии создания новых органов и правовых механизмов, обеспечивающих более качественное и эффективное разрешение жалоб и возражений граждан, особенно в сфере социально-экономических отношений, расширение субъектов и процедур для более качественной и эффективной защиты прав и свобод человека как перед административными и судебными органами, так и перед Конституционным Судом, который (опять же) определяется Конституцией как специальный государственно-судебный орган и т.д. созданием Конституционного Суда, не входящего в систему законодательной, исполнительной и судебной власти, но являющегося государственным органом и судом. Фактически он выполняет роль защитника Конституции, а также установленного в стране конституционно-правового строя. В его компетенцию входит защита конституционных прав, которую он осуществляет контролируя соответствие законов и иных нормативных актов нормам Конституции, а также рассматривая конкретные споры предметом которых являются установленные и гарантированные Основным законом права и свободы человека и т.п.

Исходя из представленной формы и содержания изменений, вынесенных на голосование на референдуме 5 июня 2022 года о пересмотре Конституции Республики Казахстан, можно справедливо заключить, что это серьезные и существенные изменения. С полным основанием можно сказать, что формально в области конституции это изменения, расширяющие и усиливающие конституционно-правовое устройство Республики Казахстан как демократического, правового государства, государства, где соблюдаются права и свободы граждан (и меньшинств), и верховенство права. Пожалуй, правильнее было бы сказать, что они расширили конституционные рамки для построения такого государства, в котором власть и народ будут подчинены Конституции и законам. Такой точки зрения я придерживаюсь исходя из раскрытого содержания конституционных изменений, за которые проголосовали граждане Казахстана на прошедшем референдуме, но также и оцениваю я их в контексте идеалов, ценностей и принципов, на которых основана Конституция Республики Казахстан. Прежде всего речь идет об идеалах свободы, равенства и согласия, содержащихся в Преамбуле, затем о демократии, социальной и политической стабильности, экономическом развитии и патриотизме как ценностях и принципах, на которых она зиждется. Кроме того, на принципах народного правления, где вся власть исходит от народа, которую он осуществляет непосредственно или на свободных выборах. Этому во многом способствует система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разумеется, при полном осознании того, что абсолютно чистой модели разделения власти не существует, тем более в современном развитом мире. Следовательно, конституция определяет систему сдержек и противовесов для всех ветвей власти, в рамках прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией и/или соответствующими законами.

Все это еще раз свидетельствует о том, что с новой редакцией Конституции народ Казахстана четко определился и поддержал курс на построение демократического правового государства, где в полной мере соблюдаются все права и свободы граждан. В содержательном смысле Конституция Республики Казахстан (с принятыми на референдуме изменениями) подтверждает, что в стране обеспечивается конституционная основа для создания именно такого государства. Это связано с тем, что в Республике Казахстан: а) Конституция является высшим правовым актом, в соответствии с которой регулируются все основные правоотношения в стране; б) в соответствии с конституцией гарантируется, соблюдается и осуществляется верховенство закона, то есть верховенство закона, а не власти или отдельных лиц; в) Конституция определяется как высший правовой акт и как высшее право, находящаяся на вершине пирамиды конституционного правопорядка, в котором все нижестоящие правовые акты должны быть согласованы с ней; г) действует народовластие, где население избирает (косвенно и/или напрямую) свою власть и является in ultima linea носителем суверенной власти; д) имеется конституционно установленная и гарантированная систему разделения властей при условии взаимных сдержек и противовесов, а также конституционно гарантированная защита законности; е) гарантируются признанные, регулируемые и охраняемые конституцией права и свободы человека; ё) приняты основные элементы государства всеобщего благосостояния, поскольку, помимо содействия экономическому развитию, оно обеспечивает справедливость и безопасность своих граждан; ж) вновь институционализировав Конституционный Суд в качестве гаранта Конституции и защиты прав и свобод человека, гарантированных ею; з) установлена независимая от законодательной и исполнительной власти судебная власть; и) самой Конституцией определен порядок ее пересмотра и (или) изменения в целом; й) основные цели и постулаты своего существования, а затем и своего конституционного становления заключаются в том, что государство опирается на демократические идеалы, ценности и принципы, при которых все споры, разногласия, а также отношения между властью и народом решаются путем диалога и согласия в духе терпимости и понимания, а когда такие процедуры не дают результатов, то в порядке, установленном законом соответствующими административными органами и, в конечном счете, независимой и нейтральной судебной властью, в том числе Конституционным судом в порядке конституционного судопроизводства.

Некоторые критики проведенной конституционной реформы отмечают следующее:

  • Во-первых, конституционные изменения носят лишь символический и косметический характер. В первую очередь потому, что они считают, что смена суперпрезидентской системы должна была быть осуществлена основательно и полностью, в том числе и с упразднением президентской системы правления.
  • Во-вторых, если такой подход не одобряется, то, по их мнению, совершенно очевидно, что слишком много власти продолжает находиться в руках президента, что позволяет сделать вывод о косметическом характере изменений. Прежде всего, речь идет о полномочиях Президента, который представляет исполнительную власть, имеет право назначать судей, губернаторов регионов, является верховным главнокомандующим армией, уполномочен распускать парламент и т.д. Следовательно, ключевые рычаги власти по-прежнему находятся в руках президента, отмечают они.
  • В-третьих, отмечается, что отдельные государственные органы, особенно прокуратура, которая непосредственно подотчетна Президенту, наделены избыточными полномочиями, связанными, прежде всего, с надзором за соблюдением законности, что создает мощный механизм государственного принуждения и т.д.

Несмотря на меньшую и/или большую обоснованность новых критических замечаний, все же следует сказать, что пересмотр Конституции представляет собой дополнительный импульс в русле дальнейшего расширения и укрепления демократии и закрепления демократического, правового государства, гарантирования прав и свобод человека, а также верховенства закона. В какой степени и с какой скоростью эта реформа будет реализована, на самом деле будет зависеть от того, в какой мере новые поправки в Конституцию Республики Казахстан будут реализованы на практике. Существенное влияние на это окажет качество законодательной проработки этих положений, с одной стороны, а с другой - понимание и действия каждого гражданина в их реализации через местные, региональные и центральные органы государственной власти. В той мере, в какой эта задача будет выполнена, связаны реализация целей и намерений не только президента Токаева, но и всех граждан Республики Казахстан по продвижению идеологии Второй Республики. Этому в какой-то мере будет способствовать и (наступающий) День Конституции Республики Казахстан. День, когда не только празднуют, но и размышляют над тем, что из конституционных формальных изменений достигнуто, а что не достигнуто в реальной жизни, и что необходимо сделать для того, чтобы права, обязанности, свободы, ценности, идеалы и цели, установленные Конституцией, работали во благо граждан.

Поддерживая народ Казахстана на этом пути, как давний член Общества дружбы Хорватия- Казахстан, поздравляю всех казахстанцев с Днем Конституции, посылаю им самые теплые пожелания успехов в достижении этой цели ради благополучия всех граждан Республики Казахстан.