В сегодняшнем послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на экономическом развитии страны и затронул широкий спектр животрепещущих вопросов, начиная с проблемы нехватки воды до формирования прочного промышленного каркаса страны. Эксперты института евразийской интеграции оценили инициативы главы государства. Так, они особо отметили отсутствие размытых сроков и наличие персональной ответственности в обращении президента, что должно улучшить реализацию задач.
Амина Косбаева, главный эксперт института евразийской интеграции, считает, что «смена ориентиров в сторону социально-экономического блока не вызывает особого удивления ввиду насыщенного на политические реформы прошлого сезона. То же самое можно сказать о некоторых пунктах нового послания».
«Уже привычными стали разговоры о диверсификации национальной экономики, развитии сельскохозяйственной отрасли, стимулировании туризма и военно-оборонной промышленности, — отмечает эксперт. — Сюда же можно отнести заявления об обновлении системы госзакупок, привлечении зарубежных инвестиций и поддержке геологоразведки. При этом новое послание содержало немало «сюрпризов». Одним из таких стало заявление о приверженности политике экономического протекционизма».
По словам Амины Косбаевой, это направление при эффективной реализации должно оказать положительный эффект на деятельность широкого спектра отечественных производителей — от МСБ до крупных корпораций. Протекционистские меры поспособствуют росту производительных мощностей страны.
Далее эксперт отмечает, что здесь «речь идет о реализации поддерживающих мер в отношении отечественных производителей, а именно внедрение квот, смягчение налоговых обязательств и усиленное субсидирование отдельных отраслей. Важно обратить внимание на то, что такие поощрительные инструменты направлены именно на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, а не на ограничение казахстанского рынка сбыта для иностранных компаний».
Вместе с тем экономический протекционизм укрепит наиболее уязвимые секторы отечественной экономики.
«Ярким примером является сельское хозяйство — стратегически важная отрасль, сильно зависящая от внешних факторов, — говорит Амина Косбаева. — На заторможенное развитие этой отрасли обратил особое внимание президент Токаев, поручив активизировать стабилизирующую роль продовольственных контрактных корпораций в процессе ценообразования и усилить темпы обновления сельскохозяйственной техники до 8-10% в год».
В целом, по мнению эксперта, продуманное внедрение экономического протекционизма, как ключевого направления, не должно вызвать каких-либо негативных последствий как для иностранных, так и отечественных производителей. Данный шаг должен рассматриваться в качестве временной меры, направленной на укрепление положения казахстанской продукции на внутреннем рынке.
Как отмечает Талгат Исенов, эксперт института евразийской интеграции, «судя по резко обострившимся социально-экономическим проблемам, послание главы государства должно было прежде всего заключаться в методах их решения (с четкими сроками выполнения, в данном случае — не более трех лет), обозначении персональной ответственности министров/акимов, мерах по упреждению будущих вызовов, а также формированию путей развития имеющегося потенциала. В целом президенту удалось обозначить экономический курс справедливого Казахстана, пусть в его прокладывании первые шаги и будет делать все тот же состав правительства».
«Развитие человеческого капитала (с нововведением в виде «дорогу — креативщикам»), транзитно-транспортного потенциала, диверсификация и цифровизация экономики, повышение производительности сферы АПК, модернизация социальной инфраструктуры, повышении ответственности крупных промышленных корпораций, привлечение инвестиций — это все те же «старые песни о главном», — считает Талгат Исенов. — Акцентирование внимания на водных проблемах региона с созданием специального министерства (с прямым указанием населению экономить воду) говорит о том, что данный вопрос в дальнейшем будет только обостряться с перспективой превращения его в не самом далеком будущем в тему номер 1».
По словам эксперта, отсутствие размытых сроков и наличие персональной ответственности должно улучшить реализацию задач.
Из конкретных мер, направленных на демонополизацию экономики и хозяйственного сопровождения политических реформ, направленных на децентрализацию власти, являются дозволение войти на отечественный банковский рынок ряду иностранных фининститутов, модернизация нацхолдингов и предоставление районным акимам права самостоятельно формировать бюджет.
В последнем шаге, по мнению Талгата Исенова, скрыты большие риски: как показывает вся история развития МСУ в Казахстане, здесь неизменно произойдет столкновение интересов участников властной вертикали, что объясняется далеко не одними лишь прорехами в законодательстве. Однако подлинной демократизации без этого не добиться, и радует, что начатое в 2019 году переосмысление основы основ последовательно продолжается.
«Что касается значимых шагов в области социально-экономической поддержки граждан, — продолжает эксперт, — то здесь необходимо отметить введение образовательной накопительной системы «Келешек» — по типу зарекомендовавших себя жилстройсбережений, проведение референдума по строительству АЭС (несмотря на различные инсинуации, окончательное слово скажет народ), выплата специального пособия с 55 лет работникам, трудившимся на предприятиях с опасными условиями».
Талгат Исенов также отмечает, что отдельно следует выделить поручение главы государства о создании специального фонда для развития оборонно-промышленного комплекса, а также необходимости обеспечения армии современным оружием и снижения ее зависимости от импорта. Это по-настоящему даст миру реальный ответ в его состоянии «геополитической турбулентности».