суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-7oC
×

Мировые тренды туризма в проекции Казахстана

На что стоит обратить внимание новому министру Ермеку Маржикпаеву, чтобы улучшить туристическую отрасль? На основании мировых трендов представлена возможная модель для Казахстана, чтобы увеличить в первую очередь въездной туризм – количество иностранцев, приезжающих в страну в поисках хорошего отдыха. И что такое – хороший отдых в 2023 году?

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

1 сентября в ежегодном послании президент вновь заговорил о необходимости развития туристического потенциала Казахстана и поставил конкретный KPI – создание эффективных мер поддержки отрасли и перечень из 15 крупных проектов с конкретными сроками реализации.

«К осуществлению этих проектов нужно активно подключать как иностранных инвесторов, так и отечественный бизнес. Важно максимально задействовать свое сырье, свои кадры и товары, другими словами, все то, что называется внутристрановой ценностью», — сказал он.

Краткая сводка о состоянии туризма в Казахстане на 1 июля 2023 года:

• Количество мест размещения: 3 914 (из них гостиниц 2 214)
• Количество мест размещения в курортных зонах: 1 600 (40,8% от общего количества)
• Количество номеров: 83 883 единиц
• Количество обслуженных посетителей: 3 597 420 человек (из них 14%, или 515 858, нерезидентов, среди которых 232 077 из стран вне СНГ)
• Топ-5 стран вне СНГ, откуда приезжают туристы: Китай, Турция, Индия, США, Германия
• 93% посетителей останавливались на ночь и дольше
• Единовременная вместимость: 205 243 койко-мест
• Заполняемость гостиниц: 24,2% койко-мест
• Средняя стоимость размещения на сутки: 10 953 тенге

Если в 2022-м и частично в 2023 году путешественники мира в основном занимались «туризмом мести», реализуя свою потребность в заграничных поездках после долгих месяцев закрытых границ, то сейчас постепенно картина начинает меняться. Какие потребности туристов выходят сейчас на первый план? 

№1. В поисках смысла

По данным отчета «2023 Global Travel Trends Report», созданного American Express Travel, 85% респондентов отметили желание погрузиться в местную культуру, а 88% – приобрести товары у местных малых предприятий, чтобы деньги, которые они тратят на отдых, шли на поддержку местного сообщества.

К этому относятся и туризм «волонтерства», где путешественников привлекают к участию в сохранении экосистем, которые они посещают: туристы сажают деревья, выхаживают диких животных, участвуют в строительстве инфраструктуры для местных жителей. К примеру, посетить орнитологическую станцию «Фрингилла» на Куршской косе, которая находится на севере Калининградской области, чтобы принять участие в кольцевании перелётных птиц.

Популярность завоевывают и так называемые «авторские туры», некоторые из которых являются также и образовательными маршрутами – насытившись в 2023 году «реваншем ковиду», в таких поездках туристы получают впечатления, которые стимулируют их жажду познания и личностного роста.

К примеру, это может быть поездка, которая сформирует глубокое понимание традиционного архитектурного стиля Японии в компании одного из ведущих архитекторов страны, или путешествие для создания собственных духов с помощью мастера-парфюмера в Омане. К этому же типу можно отнести путешествия за кулинарными традициями, когда туристы выбирают место своего следующего путешествия, исходя из того, что они будут есть.

Интересным является и такое явление как «сетап-джеттинг» – поездки в места, которые покоряют путешественников в сериалах. Так, по данным туристических агентств, в конце 2022 года бронирования во Францию на 2023 год на 20% превышали допандемический уровень благодаря эффекту от сериала «Эмили в Париже», а после просмотра сериала «Белый лотос» огромное количество туристов выбрало своим направлением залитые солнцем Мексику, Мальдивы, Оман, Австралию и Барбадос.

№2. Bleisure и цифровой номадизм

В сфере туризма набирают популярность термины, связанные с пересечением работы и путешествий: bleisure или lisness (от слов business и leisure), workations (рабочие каникулы). И путешественники чаще планируют поездки на отдых с выделением времени для работы, используя возможность работать более гибко, из любого места. Для туроператоров это означает больше внимания к скоростному WI-FI и обустройству мест для работы в номерах, чтобы создать условия для работы.

Об этом же – рост возможностей для удаленной работы, благодаря чему все больше людей предпочитают работать удаленно и одновременно путешествовать, что говорит о большем спросе на одноместные номера для соло-путешественников и потребности в более гибком времени для заселения и выселения.

№3. Релакс как вечная классика путешествий

Путешественники по-прежнему ищут возможность расслабиться и отдохнуть от напряженной жизни – поэтому эксперты прогнозируют рост популярности в 2023-2027 годы туристических маршрутов, базирующихся на спорте, экотуризме и здоровом образе жизни.

Часть этого же тренда – стремление к замедлению темпа и тишине. В 2019 году появилось движение «Тихие парки», вдохновленное идеей о том, что природная тишина стала вымирающим видом и нуждается в защите. В рамках нее ежегодно присуждаются премии территориям, где в течение длительного времени сохраняется естественная тишина – паркам, тропам, морским заповедникам и городским пространствам. На основе исследований нахождение в таких местах способствует снижению стресса и тревоги и улучшению психического состояния. А потребность в качественном времяпрепровождении в меньшем количестве мест сейчас преобладает над стремлением «посмотреть все».

Об этом же – стремление ведущих сетей отелей охватывать новые направления: так, в планах Marriott International 2023 году открыть около 35 новых отелей в различных направлениях – от Кении до Сингапура и от Японии до Мексики. А путешественников – познакомиться со скрытыми достопримечательностями, о которых не знают их друзья дома: по данным отчета «2023 Global Travel Trends Report» 89% респондентов хотели бы путешествовать по совершенно новым направлениям.

№4. Новая этика путешествий

Важным принципом для туристов становится не только комфорт и новые впечатления, но и их влияние на окружающую среду и разделение этого принципа местами, в которых они останавливаются.

Так, 76 % путешественников выбирают те объекты размещения, в которых применяются экологически устойчивые методы ведения бизнеса, следуя стандартам ISO в сфере туризма и устойчивого развития. Для чего многие гостиницы переходят на безбумажный оборот, что позволяет снизить «углеродный след» и применяют другие цифровые технологии.

Трендом, быстро набирающим силу, становятся медленные путешествия – поездки без перелетов: поскольку, к примеру, поездки по железной дороге могут сократить углеродный след на 90% по сравнению с перелетом на то же расстояние. Так, европейский оператор Byway позволяет планировать поездки на поездах, автобусах и лодках, оптимизируя большую часть административных задач, которые обычно решает сам путешественник, чтобы он мог получить максимум удовольствия от времени, проведенного в пути.

И наконец новый смысл обретает понятие «все включено» – теперь это и про места, где люди всех возрастов и способностей могут путешествовать на равных благодаря безбарьерной инфраструктуре, использованию шрифта Брайля в инфоцентрах и других элементах доступного туризма. Так, согласно исследованию, рынок доступного туризма может принести доход в размере 88,6 млрд. евро к 2025 году.

№5. Поездки в условиях растущей стоимости жизни

По данным The Economist, туристические поступления вернутся к уровню 2019 года только из-за высоких расходов на электроэнергию, персонал и продукты питания. Это же явление получило название «мирового кризиса стоимости жизни», который затронул всех. И по этой причине туристические операторы пытаются создавать продукты, которые, во-первых, основываются на ценностях туристов, которые мы рассмотрели выше, во-вторых – попросту им доступны.

И у туристической индустрии есть несколько ответов. Так, в тренд входят flat-pack отели – здания, основанные на принципах модульного жилья и сборно-разборной архитектуры: детали здания изготавливаются на заводе и доставляются в пункт назначения для сборки на месте. Первый подобный отель появился еще в 2017. Преимуществ такого подхода несколько: «строительство» сокращается до года, стоимость таких отелей гораздо более экономична, чем традиционная, и это позволяет возводить отели в самых отдаленных уголках. Вместо вестибюлей каждый отель строится вокруг деревьев, камней и воды, что отражает стремление путешественников к экологичному отдыху в дикой природе, сочетая это с комфортом и стильной простотой.

Об этом же – рост популярности глэмпингов , которые делают возможным отдых в локациях, где пока не проложены коммуникации и/или невозможны сложные строительные работы.

Микротренд, который может набрать силу – оплата путешествий криптовалютой. Так, такую возможность начали в 2022 году предоставлять отдельные курорты в Таиланде и на Мальдивах начали предоставлять гостям возможность оплачивать проживание в криптовалюте, позже к ним присоединились компании, предоставляющие прокат яхт. И это имеет под собой обоснование – по оценкам Insider Intelligence в США почти 13% взрослого населения сейчас владеют хотя бы одним видом криптовалюты. Так что если это и не будет пользоваться массовым спросом, как минимум может стать интересным инфоповодом для мировых изданий о туризме.

Что станет туристической нефтью Казахстана?

В своем прогнозе на 2023 год The Guardian писали , что китайские туристы начинают постепенно возвращаться к путешествиям. И в Казахстане доля китайских туристов – самая высокая из стран, не входящих в СНГ: за первое полугодие 2023 по данным Бюро статистики страну посетило 38 958 человек.

Согласно опросам, несмотря ни на что растет и готовность путешественников тратить: так, по данным отчета «2023 Global Travel Trends Report» для 74% респондентов важнее создать впечатления от поездки, соответствующие их ожиданиям, чем ее стоимость. А 84% представителей поколения Z и миллениалов предпочитают вкладывать свои доллары в отпуск своей мечты, а не в предметы роскоши.

Только вот теперь как же их всех получить, зависит от видения преобразованного министерства туризма и спорта РК.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0