пятница, 3 мая 2024 г.
icon
443.37
icon
474.49
icon
4.83
Алматы:
icon
22oC
Астана:
icon
12oC
1xadv
×

Право на жизнь. Что изменилось в борьбе с домашними тиранами в Казахстане

В этом году в Казахстане усилили ответственность за семейно-бытовое насилие . Внесенные в законодательство поправки уже действуют на практике. Что изменилось в наказании для агрессоров, превращающих жизнь близких в череду скандалов, побоев и угроз? Сколько обращений от жертв домашних тиранов поступило в полицию после вступления в силу поправок? О каких случаях не могут забыть даже опытные инспекторы по защите женщин от насилия, пропускающие через себя многочисленные истории жертв семейного насилия? Об этом — в материале ИА «NewTimes.kz».

фото: MART PRODUCTION/pexels.com
фото: MART PRODUCTION/pexels.com

Статистика обращений За 60 дней после вступления поправок в законную силу — в июле и августе в полицию поступило 17 559 сообщений о бытовом насилии. Задержано 2 389 человек, на 16 194 граждан заведены административные дела.

«Факты не подтвердились в 8% случаях. В основном это гражданские споры между супругами: раздел имущества, бракоразводный процесс, «делят »детей и т.п. Задержано 2 389 человек, в отношении 16 194 граждан возбуждены административные дела», — сообщило МВД РК в ответе на официальный запрос ИА «NewTimes.kz».

Всего в полицию каждый год поступает более 100 тысяч обращений от жертв семейно-бытового насилия. В 2020 году их было 179 096, в 2021-м — 155 177, в 2022-м — 115 526. За восемь месяцев с начала этого года полицейские зарегистрировали 67 854 обращений по фактам бытового насилия, отметили в МВД.

Типичный образ дебошира

Социальный портрет семейного тирана примерно таков. Как правило, это мужчина 30-50 лет без стабильной работы, высшего образования, зависимый от алкоголя и уже имевший проблемы с законом, говорит старший инспектор группы по защите женщин от насилия ОМПС УП Павлодара, майор полиции Бакытжан Турсаринова.

Фото из личного архива Бакытжан Турсариновой ( на фото справа)

«Обычно пострадавшие от их рук женщины обращаются в полицию уже в момент реальной угрозы жизни или здоровью. Когда на место приезжают сотрудники полиции, они отказываются писать заявление на агрессора. Часто после ухода полицейских конфликт в семье продолжается. Порой это приводит к тяжким последствиям», — отметила Бакытжан Турсаринова.

Мы поинтересовались, был ли в ее практике случаи, когда семейные дебоширы получали реальный срок заключения. Специалист рассказала о прошлогоднем случае, потрясшем общественность, когда на мать троих детей с ножом на улице напал разяренный муж. До этого она уже жаловалась на него в полицию из-за побоев и дебоширу выписали защитное предписание. Несмотря на запрет приближаться к жене, однажды он выследил ее на улице и подкрался сзади, когда она разговаривала по телефону.

«21 ноября 2022 года на пульт оператора 102 поступило сообщение от женщины о том, что супруг, находясь на улице, нанес ей ножевые ранения. С диагнозами «Множественные резанные раны волосистой части головы, лица, левого предплечья, правого плеча, геморрагический шок» ее госпитализировали в отделение хирургии 1-й городской больницы. В отношении супруга возбудили уголовное дело по статье 99ч.1Уголовного Кодекса РК и по приговору суда его дали шесть лет лишения свободы», — рассказала Бакытжан Турсаринова.

История побега от тирана Каждый день инспекторы по защите женщин от насилия сталкиваются со случаями, от которых можно отходить неделями. Один из них особенно запомнился собеседнице.

«Осенью прошлого года мне позвонила женщина из другого города. Мой номер телефона она нашла в интернете по публикации в СМИ. Она думала, что я работаю в кризисном центре. Я ответила, что я из полиции, работаю с женщинами, пострадавшими от семейно-бытового насилия. И она подробно рассказала мне свою историю. По словам женщины, муж каждый день оказывал на нее давление, бил, разбивал нос до крови. В одно время начал угрожать, что убьет и закопает вдалеке от людских глаз. Оказалось, что у женщины нет родителей. В течении месяца она каждый день звонила мне и делилась всем, что происходило с ней, новыми случаями насилия, переживаниями. Я ей рассказала о помощи, которую предлагает кризисный центр, что там можно укрыться в безопасности, привести в порядок документы, пройти обучение и получить полезную специальность. Если она не звонила в течении дня, я начинала переживать о том, все ли с ней нормально, жива ли она. Однажды женщина позвонила и сказала, что решила сбежать с детьми, так как боялась преследований мужа. Я встретила ее ночью и отвезла в павлодарский кризисный центр для жертв, пострадавших от бытового насилия. Там она прожила около года», — поделилась Бакытжан Турсаринова.

Первое время моральное состояние женщины оставалось тяжелым: она была очень запугана. Месяц с ней работал психолог. Через какое-то время женщина воспряла и обрела твердую надежду на будущее. Она прошла в центре обучение новой специальности, начала работать и копить деньги.

«В центре ей оказали большую поддержку, в том числе помогли оформить некоторые документы. Женщина встала на ноги, работает. Я рада, что она вышла из трудной ситуации и теперь живет в спокойной обстановке. Она с большой теплотой поблагодарила меня за участие, за все наши телефонные разговоры, когда ей нужно было выговориться, послушать совет, а также руководителя кризисного центра за ценную поддержку», — говорит старший инспектор группы по защите женщин от насилия.

Что раскачивает семейную лодку? Она отмечает, что основные причины конфликтов в семье — употребление спиртного, безденежье, увлечение мужчина азартными играми.

«Некоторые женщины терпят насилие и не могут уйти, потому что материально зависимы от мужей, есть общие кредиты, ипотека. Но не всегда бывает так. К нам обращаются также женщины, работающие на госслужбе, предпринимательницы, мужья которых играют в азартные игры, не работают, проводят время в увеселительных заведениях», — добавила Бакытжан Турсаринова.

Свою лепту в «раскачивание» семейной лодки вносит и навязчивая реклама. Причем здесь это? Речь о «вещающей» из каждого утюга рекламе ставок, алкоголя и прочих соблазнов современности. 

«В основном семейные конфликты происходят на почве низкого материального уровня семьи, пьянства, падения нравственных ценностей, и, как следствие, утраты института семьи. Положение усугубляется также доступностью интернета и массовых телекоммуникаций — ресурсов, посредством которых осуществляется и навязывается пропаганда алкоголя, игромании, жестокости, культа насилия, порнографии, принижается достоинство женщины, ее роли в обществе. В этом вопросе нет системной работы с жертвами и дебоширами по психологической коррекции поведения личности. Трудоустройство, решение бытовых и медицинских проблем таких граждан проводится исключительно в случаях их самостоятельного обращения в соответствующие организации», — отмечается в ответе МВД на запрос редакции.

Наказание для дебоширов: что изменилось

Напомним, в этом году в уголовное и административное законодательство страны внесли поправки, ужесточающие ответственность за бытовое насилие. И вот одна из них.

«По распространенным бытовым преступлениям, таким, как причинение тяжкого вреда здоровью и средней степени тяжести, ввели квалифицирующий признак «совершено в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в материальной или иной зависимости от виновного. Ужесточена санкция наказания за такие преступления — по ст. 106 УК — с 8 до 10 лет, по ст. 107 УК — от 2-х до 3-х лет. Это позволяет следователям избирать меру пресечения в виде содержания под стражей в отношении лиц, совершивших преступления в семейно-бытовой сфере», — отмечается в ответе МВД РК на запрос редакции.

Кроме того, с 1 июля вступили поправки в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Теперь сотрудники полиции могут завести протокол на дебошира не по заявлению его жертвы, а по факту совершения бытового насилия. 

Фото: Polisia.kz

Для этого им достаточно слов свидетелей, соседей, записей камер видеонаблюдения и видеорегистратора. Окончательное решение принимает суд.

«Ранее в более 60% вызовов полиции принять меры к семейному дебоширу не было возможным — жертва бытового насилия отказывалась писать заявление. За 8 месяцев 2023 года из 67 854 сообщений списано в наряд 34 154», — отметили в МВД РК.

Также исключается возможность повторного примирения сторон.

«Сейчас в случае наличия заявления мы составляем административный протокол, половина из которых прекращается в суде в связи с примирением, либо изменением позиции жертвы. Это происходит в результате уговоров и давления со стороны агрессора либо родственников. Теперь примириться можно будет только один раз, в суде. Это позволит прекратить порочную практику психологического давления на пострадавших», — говорит Бакытжан Турсаринова.

Изменения произошли и в плане усиления ответственности за бытовые правонарушения. За семейный скандал агрессор будет предупрежден либо арестован на 5 суток. В случае повторного совершения — 10 суток ареста. За побои — 10 суток ареста, за повторное — 20 суток ареста. За причинение легкого вреда здоровью — 15 суток ареста, а повторные — 25 суток, рассказали в МВД РК.

Фото: Polisia.kz

«За 8 месяцев 2023 года к административной ответственности привлечены более 32 тысяч правонарушителей. Сотрудники полиции в отношении агрессоров вынесли 61,4 тысячу защитных предписаний. Суды по ходатайству отделов внутренних дел установили более 10 тыс. особых требований к поведению правонарушителей. Эти лица на время действия ограничений ставятся на полицейский учет с регулярным посещением по месту жительства для профилактических бесед и контроля за их поведением. Пресечено с их стороны более 7 тысяч нарушений установленных ограничений», — рассказали в МВД РК.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 2