За отстрел каких животных казахстанцы получают реальные сроки заключения? Имеют ли желаемый эффект рейды для борьбы с браконьерством? В чем заключаются главные трудности в поимке тех, кто посягает на жизнь краснокнижных животных? Об этом — в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz».
С 2004 года в Казахстане действует закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». 7-й подпункт 3-го пункта 14-й статьи этого документа указывает на запрет изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, их частей или дериватов без решения правительства РК.
В 2006 году правительство Казахстана утвердило список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Это рыбы, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, насекомые — всего больше 200 представителей разнообразного животного мира.
Так, в длинном списке птиц значатся фламинго, черный аист, розовый пеликан, черный турпан, бурый голубь, орлан-долгохвост, орел-карлик, кречет, сапсан, серпоклюв, чернобрюхий рябок, синяя птица, гусь-сухонос, филин, реликтовая чайка и т.д. А вот в не менее многочисленном перечне млекопитающих можно встретить таких животных, как снежный барс, барханный кот, красный волк, медоед, гепард, джейран, каспийский тюлень, лошадь Пржевальского, лесная куница, каракал, пятипалый карликовый тушканчик и другие.
По статистике, больше всего в Казахстане нарушают правила охоты на пернатую дичь. Чаще, чем в других регионах, браконьеров задерживают в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Костанайской областях. Об этом в ответ на официальный запрос редакции ИА «NewTimes.kz» рассказали в комитете лесного хозяйства и животного мира министерства экологии и природных ресурсов РК.
В ведомстве отметили, что рейды для борьбы с браконьерами проводятся постоянно — по графику или по плану с госорганами и организациями. И такие «облавы» на охотников-нарушителей эффективны, утверждают в комитете. За 10 месяцев этого года по республике прошло 1283 рейда, выявлено 936 правонарушений природоохранного законодательства, к административной ответственности привлечено 883 человека.
Основная трудность при задержании браконьеров в том, что те оснащены «до зубов» — передвигаются на современной технике, имеют все необходимое для качественной связи, да и численный перевес не на стороне государственных инспекторов.
«Прежде всего, трудности при задержании вызваны малочисленностью инспекторов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области охраны, воспроизводства и использования животного мира. К примеру, штатная численность в областях Улытау, Абай составляет по шесть человек, в Атырауской и Мангистауской — по семь человек, в Актюбинской, Жамбылской, Костанайской и Павлодарской областях — по восемь человек соответственно. На них также возложены вопросы контроля и надзора лесного законодательства и особо охраняемых природных территорий. Кроме того, браконьеры оснащены более современной техникой, оборудованием и средствами связи по сравнению с оснащенностью инспекторского состава», — отметили в комитете лесного хозяйства и животного мира.
По существующим нормам законодательства в ряде случаев за отстрел редких животных можно лишиться свободы.
«27 февраля были задержаны два жителя села Якорь Северо-Казахстанской области, которые незаконно добыли косулю. Приговором суда Кызылжарского района СКО от 1 августа задержанные признаны виновными в совершении преступления по части 3-й статьи 337 уголовного кодекса РК и приговорены к наказанию в виде лишения свободы сроком на два года и лишению права заниматься охотой сроком на четыре года», — рассказали в комитете.
Статья 337 уголовного кодекса за незаконную охоту предусматривает минимальное наказание в виде штрафа до 3 тысяч месячных расчетных показателей с конфискацией имущества, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Тогда как максимальное наказание для браконьеров заключается в лишении свободы до 10 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.
Мы также поинтересовались, что грозит браконьерам, которые разворачивают свой преступный промысел в национальных парках, на особо охраняемых природных территориях, дерзко попирая все нормы закона.
«За незаконную охоту на особо охраняемых природных территориях или территориях в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также животных, на которых введен запрет на пользование, предусмотрен штраф до 6 тысяч МРП, либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок от трех до шести лет, либо лишение свободы на тот же срок», — уточнили в комитете.
Также в этих случаях у браконьера по решению суда могут конфисковать имущество, лишить его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.
«Также, в соответствии со статьей 339 уголовного кодекса РК, за незаконное добывание, уничтожение сайгака, а равно приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылку, перевозку незаконно добытого сайгака или его дериватов, в том числе рогов, следует ограничение свободы на срок от трех до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с конфискацией имущества. В случае совершения преступной группой с причинением особо крупного ущерба следует лишение свободы на срок от семи до 12 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет», — рассказали в ведомстве.