Об этом заявила директор по работе с розничными сетями компании NielsenIQ Kazakhstan Лейла Мусатаева. По словам эксперта, в этом году ожидается рост мировой экономики до 3,2%, передает ИА «NewTimes.kz».
При этом темпы роста экономики в отдельных странах Центральной Азии превышают данное значение. Так, например, в Узбекистане рост экономики в нынешнем году прогнозируется на 5,2%, Кыргызстане — на 4,4%, Таджикистане — на 6,5%. В Казахстане темп роста ВВП соответствует мировому уровню и составляет 3,1%.
По прогнозам NielsenIQ Kazakhstan, в 2025 году мировой уровень инфляции снизится и составит 4,5%. В странах Центральной Азии рост цен будет замедляться, но по-прежнему продолжит расти. По прогнозам на этот год, в Узбекистане цены вырастут на 9,7%, в Казахстане — на 7%, Кыргызстане — на 6,6%, Таджикистане — на 6,3%.
«В ближайшие два года темпы роста инфляции будут снижаться. Замедление уже заметно сейчас, но в Казахстане и Узбекистане давление продолжает сохраняться. Из всех стран Центрально-Азиатского региона в Казахстане в 2022 году наблюдался самый высокий показатель инфляции — 14,6%. В Кыргызстане потребительские цены выросли на 13,9%, Узбекистане — на 11,4%, Таджикистане — на 6,6%. При этом мировой уровень инфляции составил 8,7%», — отметила Мусатаева.
На фоне растущей инфляции доходы населения стран Центральной Азии также увеличиваются. Так, например, в Узбекистане в 2023 году зарплаты выросли больше всего — на 26%, Казахстане — на 11%, Кыргызстане — на 14%. В России, наоборот, средняя месячная заработная плата в 2023 году упала на 11%.
Но, несмотря на растущие доходы, индекс потребительского оптимизма у казахстанцев, основанный на уверенности в личных финансах и готовности тратить деньги в ближайшие 12 месяцев, продолжает падать и является самым низким среди всех стран Центральной Азии.
В марте он составил 95,1% по сравнению с 103,2% в январе этого года. Другие страны Центральной Азии настроены более положительно. Особенно оптимистично смотрят на свое финансовое положение граждане Узбекистана. В марте индекс потребительского оптимизма у них составил 135,8%.
Согласно опросу, 49,7% казахстанских респондентов ожидают улучшения своего финансового положения в течение года. Этот показатель упал с 54,1% прошлого года. Показатель Узбекистана в отличие от других стран Центральной Азии вырос с 58,5 до 63,5%. В Кыргызстане он снизился с 56,8 до 54,7%. В Таджикистане также снизился, но продолжает оставаться выше, чем в Казахстане, — 63,2%.
Каждый третий покупатель в Казахстане (31%) считает риском для себя повышение цен на товары повседневного спроса. 28% населения беспокоят долги и кредиты, 25% — здоровье.
Значительная часть казахстанских покупателей считает личную финансовую ситуацию недостаточно хорошей. 41% казахстанцев считает причиной этого низкий доход, 33% — инфляцию, из-за которой цены растут быстрее, чем зарплата, а 14% связывают это с отсутствием постоянной работы.
Из всех опрошенных 28% считают, что их финансовое положение не изменится в течение всего года. Это вынуждает казахстанцев сократить свои расходы. 63% респондентов отметили, что стали меньше тратить на покупку одежды, 61% сократили расходы на питание вне дома. 34% казахстанцев стараются экономить на потреблении газа и электричества, это на 8% больше по сравнению с прошлым годом.
«Покупатель становится более рациональным и осторожным. 53% покупателей из Казахстана говорят, что они покупают только самое необходимое. 30% ищут промоакции, 24% в целом стали покупать меньше товаров повседневного спроса», — рассказала Лейла Мусатаева.