Близкие родственники новобранцев требуют встречи с помощником президента Ержаном Жиенбаевым и готовы заночевать возле Акорды, если он не придет, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Orda.kz.
Родители срочников пришли к дому министерств еще ранним утром. Их приняли, но вразумительных ответов не дали. Еще четыре матери должны приехать сюда ближе к вечеру, и все вместе они планируют заночевать возле Дома министерств или Акорды, если придется. Собравшиеся попытались подойти к Акорде, но сотрудник в оцеплении сообщил, что туда нельзя из-за какого-то важного мероприятия.
Индира Тугамбаева приехала из Кокшетау. По ее словам, она уже два года не может добиться справедливости, так как Министерство обороны не хочет расследовать гибель ее сына.
«Моего сына убили два года назад, 9 августа 2022 года. Сначала говорили, что он умер во время бури. Но после эксгумации и экспертизы выяснилось, что у него были ножевые ранения, череп разбит, одежда не его,и что он был мертв уже в 19.00, хотя, по официальной версии, смерть наступила после 21.00. И вот сегодня мне на встрече с представителем министерства говорят, что все повреждения нанесла ему палатка. Она что, десять раз на него упала? Что это за палатка? Видимо, ножевые ранения она нанесла и бычки об него тоже она тушила. Теперь они хотят провести еще одну экспертизу, просто тянут время», — рассказала женщина.
Безутешная мать за последние два года уже множество раз была в прокуратуре, но, как и сегодня, ей не могут дать вразумительного ответа, а лишь кормят обещаниями.
«Сейчас только президент может помочь. Ждем. Будем ночевать на улице. Многие из нас даже денег на квартиру не имеют. Алмаз был моим единственным сыном, я его в армию отправляла живым. Мы требуем, чтобы за смерть наших сыновей виновные понесли ответственность, и ради этого готовы здесь ночевать», — говорит мама убитого солдата.
19-летний солдат из Атырау Досымжан Салимжан стал жертвой дедовщины в Сарыозекском гарнизоне области Жетысу. По мнению родителей, он был убит сослуживцем.
«В течение шести месяцев его и унижали, и избивали. Лейтенант Жанбота делал что хотел, пользуясь своей властью. 3 мая мой сын попал из-за его побоев в госпиталь. Он только выпустился из школы, то есть тело и организм были еще не окрепшие, как у ребенка. В госпитале он пролежал, страдая, 10 дней и вернулся обратно в часть. Нам пытались внушить, что он изначально был таким, якобы у него язва желудка. Этот Жанбота занимался боями без правил, он, разумеется, был сильнее ребенка, который только вчера выпустился из школы», — отмечает отец.
1 мая Досымжана Салимжана избили, но врача ему никто не вызвал и помощь не оказал. Позже его состояние ухудшилось. 3 мая парень связался с матерью и сообщил, что у него жар. А еще через некоторое время попал в реанимацию. Врач, осматривавший солдата, рассказал, что у него отказали оба легких. Он лежал на диализе, его легкие, сердце, печень и желудок были наполнены водой.
В данный момент лейтенант Жанбота отбывает пятилетнее наказание в тюрьме. Но родители Досымжана считают, что этого мало, и боятся, что другие семьи пройдут через эту же боль, пока в армии не устранят бардак и беспредел.
Бабушка Мухтара Ербаяна, солдата срочной службы, который уже семь месяцев находится в коме, рассказала, что Минобороны и полиция до сих пор настаивают на версии, что ее внук упал в туалете и поэтому получил травму головы. Но семья в это не верит и просит аппарат президента вмешаться.
«Если он упал в туалете, как он мог получить такие ранения?! Я не понимаю. Никакой помощи нет, не знаем, что делать. Нас никто не слышит. Мы отправили его в армию здоровым. А эта система берет наших детей, наших внуков и делает их инвалидами. Нужно возбудить уголовное дело. Я прошу, чтобы моего Ербаяна, который лежит в больнице №12 в Алматы, перевели в больницу Астаны, а также отвезли на лечение за рубеж. Хочу, чтобы народ и президент услышали наши просьбы», — настаивает женщина.