Испанский стыд, именно так описывают казахстанцы свои чувства при виде отечественных поездов. Сегодня все больше пассажиров задаются вопросом: почему в стране не улучшается сервис на железных дорогах? И все это на фоне частого повышения цен на билеты. Уже с 1 марта ездить по жд-направлениям станет еще дороже, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Astana.tv.
Как бы казахстанцы не хотели удобно и быстро добираться до желаемого места, цены на авиаперелеты, как известно кусаются. Для тех, кто хочет доехать подешевле все дороги ведут на вокзал. Но похоже, что и поезда становятся роскошью. Цена билета уже приравнивается к авиаперелетам. Так, с 1 марта в стране намерены повысить тарифы на пассажирские перевозки сразу на 7%.
«На Наурыз решила поехать к себе домой в Уральск. Давайте купим билеты на 19 марта. На «Тальго» я доеду за 1 день и 8 часов. Обойдется мне это в 23 тысячи тенге. А теперь посмотрим цену на авиабилеты. Долететь в этот день до Уральска на самолете я смогу за 2,5 часа за 25 тысяч тенге. Думаю, мой выбор очевиден», — говорит корреспондент Дильназ Насекенова.
В АО «Пассажирские перевозки» рассказали, что поднятие цен пойдет на пользу самих граждан. Так, за эти деньги в стране обновят вагонный парк, повысят сервис и услуги в поездах.
«Индексация тарифов затронет все социально-значимые маршруты за исключением поездов №29, 71, 102, 112, а также вагонов классов «Гранд купе» и «Бизнес» в составах «Тальго». Средства, поступившие в результате индексации тарифов, будут направлены на обновление подвижного состава, повышение качества сервиса и услуг в поездах»,— говорит пресс-секретарь АО «Пассажирские перевозки».
К слову, это уже второе повышение цен за последние полгода. До этого ж/д билеты подорожали в октябре 2024-го сразу на 20%. Тогда Нацперевозчик тоже объяснил такое решение необходимостью обновить вагоны и улучшить сервис. Но, по словам казахстанцев, с тех пор ничего не изменилось. Купив вожделенный билет, пассажиры, как правило, сталкиваются с неприятными сюрпризами.
«Вагоны старые, конечно. Когда едешь, шатается. Дороги страшные. Как раньше было, ничего не изменилось.Плацкарты бывают, да, старые вагоны. Зимой ездишь когда, холодно бывает иногда, старые вагоны.Я вот на электричке передвигаюсь на работу в Астану. В электричке в основном туалеты не работают. Деньги такие мы платим за что? Вопрос времени. Да, и постели плохие бывают серые, и матрасы»,— возмущаются казахстанцы.
Возмущения людей не беспочвенны, ведь по данным Минтранспорта около 35% парка пассажирских вагонов в Казахстане эксплуатируются 28 и более лет. А уровень износа вагонов - 61%. Больше всего граждане жалуются на поезда по направлениям «Мангышлак - Уральск» и «Костанай - Алматы».
Что касается последнего направления, костанайцы говорят, что состояние поездов вызывает не только дискомфорт, но и опасения за безопасность пассажиров.
«Ездил в купейном вагоне, вагон был ужасный. Срок его службы 30 лет. Он уже 33 года отходил, списанный, но ему продлили срок службы. Двери не закрываются, окна не открываются, двери в купе не закрываются, замок не работает. И ощущение было, что он временами улетит с рельсов.Там есть я знаю, старые и новые вагоны. Старые вагоны в очень ужасном состоянии. Окна все какие-то страшные. Там все уже старое»,— жалуются казахстанцы.
Для эксперимента мы решили сравнить цены на жд-билеты в Казахстане и соседних странах. Возьмем направления с одинаковыми расстояниями в Казахстане - "Астана-Кокшетау" и в Узбекистане - "Ташкент-Самарканд". Добраться из Астаны до Кокшетау казахстанцам обойдется в 3 тысячи тенге. А из Ташкента в Самарканд на поезде "Афросиаб" 270 тысяч сум - это около 10 тысяч тенге. Но, кто не в курсе, "Афросиаб" - это фирменные высокоскоростные электропоезда переменного тока. Такая же картина и с российскими перевозчиками. Однако, насколько бы наши поезда не были дешевле, граждане хотят ездить в новых и безопасных вагонах. И, если пассажирам предложить такие же комфортабельные условия, то возможно вопрос "неудобной" цены отпадет сам собой.