понедельник, 31 марта 2025 г.
icon
503.42
icon
542.08
icon
6
Алматы:
icon
17oC
Астана:
icon
11oC
×

Фермеры в Атырауской области до сих пор не получили компенсацию за прошлогодний паводок

26 марта перед зданием акимата Махамбетского района прошла акция протеста. Жители села Кеңөріс, расположенного в округе Ақтоғай, выразили недовольство тем, что после разрушительного паводка они так и не получили обещанную компенсацию. Уже почти год их дома остаются затопленными, а скот – под открытым небом, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на ‭«АкЖайык». 

Фото: АкЖайык
Фото: АкЖайык

Прошлой весной уровень воды в реке Урал резко поднялся, нанеся ущерб многим хозяйствам. Хозяйственные постройки оказались под водой, а владельцы были вынуждены срочно перегонять скот в другое место. Несмотря на то что была возведена защитная дамба, она не смогла удержать напор паводковой воды. Пострадавшими оказались шесть хозяйств в населенном пункте Кеңөріс.

В связи с этим 20 января 2025 года комиссия по оценке и возмещению ущерба, причиненного жителям Махамбетского района в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, рассмотрела обращения жителей этих шести домов, пострадавших от наводнения.

Комиссия в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан приняла решение: передать аварийное жилье, признанное таковым, в государственную собственность. Такое техническое заключение дало ТОО «ZIGMUND». Всем пострадавшим жителям пообещали предоставить новое жилье из государственного жилищного фонда в пределах Махамбетского района. Однако сельчане не удовлетворены этим решением комиссии, так как новое жилье планируется построить не на месте их прежних домов, а в районном центре.

‭«С 2003 года я занимаюсь фермерским хозяйством, развожу скот, у меня есть 15 гектаров земли. 19 мая прошлого года в результате наводнения наш дом, хозпостройки и двор оказались под водой. После этого при районной администрации была создана комиссия, которая оценила ущерб. У нас нет другого источника дохода, кроме этого хозяйства – это наш единственный способ заработать на жизнь. 

Комиссия признала дом аварийным и оценила нанесенный ущерб в 5 миллионов 400 тысяч тенге. Теперь нам предлагают взамен жилье в пределах района, но при этом требуют передать наше прежнее жилище в государственную собственность. Мы с этим не согласны. Во-первых, я не просил у них дом, во-вторых, мне не нужен дом в другом месте, потому что наше хозяйство находится в одном месте, а если мы будем жить в центре района, кто тогда будет ухаживать за скотом? Это совершенно неприемлемый вариант‭», – говорит председатель фермерского хозяйства «Мурат» Мурат Габдуллин.

‭«С 2014 года занимаюсь сельским хозяйством, свой частный дом я сама построила. Оба моих дома, двор и сараи оказались под водой. Уже десять месяцев мы ходим между районной администрацией и судом. В сентябре 2024 года мы подали в суд, так как районная администрация отказалась оценивать нанесенный нам ущерб. Однако суд удовлетворил наш иск. Теперь же районная администрация отказывается выплачивать компенсацию. Например, мой ущерб был оценен в 21 миллион тенге. У нас там есть земля и скот, как мы будем за ними ухаживать, если останемся без дома? Где именно предоставят жилье, тоже неизвестно. Даже если его дадут в районном центре, то расстояние между ним и нашим хозяйством составит 30-35 километров. Как они приняли такое решение, мы не понимаем. Поэтому, если этот вопрос не решится, мы продолжим судиться с администрацией», — говорит частный фермер Турсынай Сердалиева.

‭«Мы живем здесь с 1996 года. Муж безработный, у нас шестеро детей, я обладательница ордена ‭«Күміс алқа‭». Мы живем только за счет скота – выращиваем, перерабатываем и продаем продукцию. Готовим молоко, сметану и постоянно выходим на ярмарки. Мы не просим помощи у государства, сами зарабатываем на жизнь. С мужем официально зарегистрированы как безработные в Актогайском округе. У нас два дома, но большой дом разрушен из-за наводнения. Сейчас у нас идет отел, и нам приходится ютиться в маленьком доме, чтобы ухаживать за скотом. Нам не нужен дом, пусть дадут деньги, мы сами построим жилье. Мы не можем бросить скот, иначе мы просто не выживем‭», – говорит многодетная мать Назгуль Муканова.

Аким района Кайрат Нурлыбаев сообщил, что в госорганах хорошо знакомы с ситуацией. 

‭«Комиссия работала, но в постановлении правительства о выплате компенсации не сказано, что она должна быть выдана в денежной форме. Ранее такая практика была, но в последние годы постановление изменилось, и теперь, если жилье пострадало, вместо него должно быть предоставлено новое. Решение принимается на основании поданного в суд заявления. Вы подавали иск с требованием о компенсации или предоставлении жилья. Поэтому было решено предоставить жилье. Аварийное жилье, признанное непригодным для проживания, должно быть передано в государственную собственность. В связи с этим мы запросили у области финансирование в размере 120 млн тенге для строительства шести домов. Мы не можем строить дома в Кеңөрісе, их возведут в Махамбете, а затем передадут пострадавшим‭»,– сказал Кайрат Нурлыбаев. 

.На вопрос о том, что делать жителям, чей скот находится на месте старых домов, чиновник ответил, что им необходимо подать иск в районный суд с требованием выплатить компенсацию в денежной форме. Если суд удовлетворит это требование, то акимат выполнит решение. 

Пока жители, оказавшиеся в подвешенном состоянии на протяжении десяти месяцев, все еще остаются в крайне затруднительном положении.

Ранее мы рассказывали, что в  Актюбинской области произошла аналогичная ситуация:  пострадавшие во время паводков фермеры так и не могут получить компенсацию.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0