Юридическое образование в Казахстане превратилось в коммерцию, а преподаватели — в работников, зарабатывающих деньги, а не передающих знания, передает ИА «NewTimes.kz». Такой тезис прозвучал на парламентских слушаниях в Сенате.
С резкой критикой системы высшего юридического образования выступила руководитель Астанинского центра Евразийского института экономико-правовых исследований «Университета Нархоз» Зауреш Баймолдина.
«Мы должны признать, что растеряли культ образованности. Вместо этого у нас в вузах появился культ денег», — заявила она.
По данным министерства высшего образования и науки, в 59 вузах обучаются более 36 тысяч студентов, будущих юристов. 97 % студентов по направлению «Право» учатся на платной основе. И только 3 % — за счет госбюджета. По мнению Баймолдиной, это говорит о полном коммерциализировании образования.
«Сфера высшего юридического образования превратилась в коммерческую сферу. Преподаватели стали работниками организаций, деятельность которых направлена на извлечение прибыли», — заявила Баймолдина.
Она напомнила, что в советское время количество вузов и студентов было несопоставимо с нынешними цифрами — и уровень образования был значительно выше.
«Накануне обретения независимости у нас в стране было всего 55 вузов, в которых обучалось по всем специальностям 60,5 тысяч студентов. Теперь же у нас 59 вузов, и только студентов, которые в последующем получат диплом юриста, — более 36 тысяч. Во всех вузах у нас сейчас обучается 680 156 студентов. Это почти более чем в 10 раз больше. Хотя если взять соотношение численности населения, это совершенно, конечно же, не сопоставимая картина», — считает она.
Баймолдина привела и международную статистику, демонстрирующую падение качества образования.
«По оценке ЮНЕСКО, в 1990 году по уровню образования СССР занимал третье место в мире. По последним имеющимся данным, в рейтинге стран по качеству системы образования Казахстан занял лишь 62 место из 93. Таким образом, мы фактически можем даже сказать, что у нас сейчас нет культа знаний — у нас культ дипломов», — отметила она.
Вывод, по ее мнению, очевиден: нужно радикально сократить число вузов, выпускающих юристов, и сосредоточить ресурсы на тех, что останутся.
«Я имею в виду, из средств, выделяемых сейчас из бюджета на множество вузов, сконцентрировать в оставшихся. Тогда будет качество и преподавательского состава, и качество обучения, и, соответственно, качество выпускников», — заключила Баймолдина.
Численность занятых казахстанцев, которые работают не по своей специальности, по итогам прошлого года приблизилась к 2 млн человек. Аналитики отмечают, что проблема несоответствия профессионального образования и потребностей рынка труда ежегодно поднимается депутатами и чиновниками на встречах. В министерстве труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН) называют такие цифры — около 40% выпускников образовательных учреждений.