Женщина обратилась с письмом в фонд «Немолчи» указав на проблемы с безопасностью для женщин в Казахстане и Узбекистане, передает ИА «NewTimes.kz».
Американка обвинила железнодорожные и пограничные службы Казахстана и Узбекистана в системных нарушениях после попытки поездки из Алматы в Ташкент. Женщина утверждает, что стала жертвой сексуального насилия и призвала журналистов и правозащитников обратить внимание на ситуацию.
Письмо Хоуп Лаудон опубликовала на своей странице в Facebook основательница фонда «НеМолчиKZ» Дина Смаилова (Тансари). По словам правозащитницы, американская гражданка обратилась ко всем казахстанским журналистам и правозащитникам, заявив, что стала жертвой насилия. В своем обращении Хоуп подчеркивает: ее опыт указывает на серьезные системные сбои, связанные с безопасностью туристов, женщин и уязвимых групп в Центральной Азии. Она уверена – инцидент можно было предотвратить.
По словам Лаудон, 23 июля она ехала скорым поездом из Алматы в Ташкент, чтобы навестить подругу – бывшую однокурсницу по магистратуре госуправления в Центрально-Европейском университете. Однако она столкнулась с техническими проблемами при оформлении узбекской e-визы: сайт e-visa не работал, CAPTCHA не проходила, контактный номер оказался недействительным, а письма не доходили. По ее словам, она пыталась подать заявку «не менее 50 раз». Получив выездной штамп от казахстанских пограничников, Лаудон была снята с поезда на пограничном пункте Келес (Узбекистан).
«Меня держали на скамейке под наблюдением, как преступницу, не предоставляя почти никакой информации. Когда я попросила в туалет, первая смена пограничников отказала, смеясь. Лишь позже охранник дал мне дыню, и следующий отвел в туалет», – вспоминает она.
По словам туристки, визу ей не оформили, лишь дали Wi-Fi, чтобы она продолжала бороться с неработающим сайтом самостоятельно. После нескольких часов ее посадили обратно на поезд до Казахстана.
Лаудон подчеркивает, что оказалась в уязвимом положении: с неактивным казахстанским тарифом Beeline, без тенге, без доступа к билетам. Также она получила травму ноги в горах под Алматы и теперь прихрамывает.
В вагоне ей повезло – проводница по имени Джиана говорила по-английски и помогала, как могла – дала точку доступа и пыталась найти билет до Шымкента онлайн. Но сайт не работал. По словам Хоуп, она слышала о коррупционных схемах с билетами, но доказательств не имеет.
«Я не могла пополнить счет, не могла вызвать такси, не могла снять деньги. Подросток – сын продавца – помог: провел оплату с моей карты, дал 3000 тенге и вызвал машину через InDrive. Он был в восторге, что помогает "гостье из Америки". Но водитель воспринял мою уязвимость иначе…»
Как утверждает Лаудон, водитель сначала потребовал дополнительные 5000 тенге за «удаленный адрес», потом все чаще звонил кому-то, хвастаясь своей пассажиркой. Машина мчалась на скорости 140 км/ч. Она почувствовала опасность, но выйти уже не могла.
«Он сказал, что отвезет меня, но сначала "нужно заехать в одно место". Я поняла – он хочет увезти меня за город. Я настаивала, чтобы он высадил меня в городе. К счастью, мы проезжали хостел, и я сказала, что это мое место. Это, возможно, спасло мне жизнь», – написала она.
Однако, как утверждает Лаудон, даже после окончания поездки мужчина схватил ее за интимное место, когда она пыталась забрать вещи. Она закричала и оттолкнула его.
«Я до сих пор восстанавливаюсь – и от стресса, и от боли в ноге. Думаю, мне повезло: я ушла с этой истории с испугом, а не с травмой. Но все могло закончиться иначе».
Она считает, что железная дорога и пограничные службы должны нести ответственность за такие случаи. По ее мнению, системы визовой поддержки, жалоб и мобильной связи в экстренных ситуациях просто не работают.
«Казахстан и Азия позиционируют свои железные дороги как экономическое чудо. Но это чудо небезопасно для женщин. Границы – это не просто бюрократия, это точка уязвимости».
Лаудон заявила, что не смогла даже оставить официальную жалобу: WhatsApp-номер, указанный на сайте железной дороги, направлял на сайт, а сайт снова на WhatsApp. По ее словам, эта «замкнутая система» создает видимость обратной связи, но не дает реального результата.
Она подчеркнула, что как специалист по госполитике и антикоррупционной борьбе в США, сталкивалась с подобными схемами – фиктивными каналами жалоб. «У меня нет доказательств, но я обращаюсь к гражданскому обществу, потому что официальные структуры молчат».
Повысить информированность о рисках сексуального насилия для женщин-путешественниц;
Обеспечить гарантии возвращения пассажиров, застрявших на границе, включая доступ к мобильной связи и трансфер до города;
Ввести эффективные каналы для жалоб на нарушения;
Исправить систему e-visa Узбекистана и предусмотреть резервные решения при ее сбоях.
К письму она также приложила:
– скриншот ошибки доставки письма в узбекский визовый центр;
– пост подростка, который ей помог;
– фото яблочного печенья от проводников;
– скрин переписки с поддержкой, ведущей «по кругу».
Редакция NewTimes.kz направила запрос в полицию Шымкента с просьбой подтвердить, проверялся ли данный случай. На момент публикации ответа не поступило.
Напомним, на прошлой неделе в Астане зафиксированы два случая домогательств к детям. Мужчина нападал на девочек – целовал их в шею и хватал за грудь.