пятница, 29 марта 2024 г.
icon
448.15
icon
483.46
icon
4.86
Алматы:
icon
11oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

В казпрессе звучат призывы запретить расточительство на похоронах

«Похороны богатому несут расходы, а бедному – разорение», – говорили казахи. В народе проводам покойного в мир иной уделяется особое значение. Тем не менее, за пышностью ритуалов стоят материальные возможности семьи усопшего и его доброе имя. Вероятно, мирное время превратило помпезное оплакивание в традицию, с обязательными атрибутами настоящего торжества: рестораном, разнообразными блюдами и раздачей памятных вещей на могиле, пишет автор портала Жас Алаш Максут Жумашулы. 

Такие поминки не каждому по возможностям, но с этим никто не считается. Люди оформляют кредиты, берут взаймы у родных, знакомых, соседей, делают все, лишь бы провести мероприятие на уровне. Это – расточительство, никак не соответствующее требованиям ислама, да и от исконных казахских традиций весьма далекое.

За свои семьдесят лет я видел и нужду, и шумные торжества. Но сейчас я становлюсь свидетелем чрезмерной невоспитанности. Я не изучал арабский язык и не получал религиозное образование в медресе, зато много времени провел с муллами, слушая старших, потому имею представление и о мусульманских законах, и о казахских традициях.

Эти знания помогают понять, что ни торжественные похороны, ни количество гостей и подарков, им преподнесенных, ни величие и красота надгробия не обеспечат умершим покоя в раю. В отличие от чиновников на земле, Всевышний взяток не берет! Двери рая для усопшего откроют лишь его вера в Создателя, соблюдение столпов ислама, доброе отношение к людям и поступки, что были при жизни. А средства, при их наличии, лучше направить на помощь в дома престарелых, приюты для сирот или нуждающимся. От этого намного больше пользы.

Я только недавно услышал о том, что в мечети Машхура Жусупа в Павлодаре разработали поминальное меню, которое не позволяет людям нести пустые расходы. Бесспорно, запрет на излишества нашел бы поддержку и у нас, в Карагандинской области.

Здесь не лишним будет отметить один нюанс: соболезнования и по возможности помощь семье и родственникам погибшего – обычай наших предков. И это правильно. Но коситься на поминальный дастархан, надеясь взамен хорошо поесть, не вписывается в наши обычаи. Да и в исламской религии нет таких требований, отмечена только плата за работу тем, кто обмывает и готовит тело покойного к похоронам, копает могилу.

В последние годы, помимо богатых трапез, появилась ужасающая привычка забирать остатки еды – саркыт – с поминок пожилого человека, приговаривая, что нам его годы дадут. Но ведь годы жизни дают не три конфетки и банан с яблоком со стола, а Всевышний.

В прошлом году наш сват из Узбекистана увидел надгробие на могиле в поселке Доскей под Караганды и был очень удивлен. Оказалось, что узбекское государство контролирует эту сферу и там запрещено строить большие и нарядные сооружения на могилах. И действительно, усопшим такие величественные надгробия без надобности.

Памятники на местах захоронения, по сути, нужны лишь для демонстрации богатства их родных. Безусловно, оградить могилу от животных, указать имя и годы жизни человека - необходмость. К слову, казахи очень редко строили куполообразные мавзолеи, и то лишь для ханов и биев. Например, на могилах знаменитых в Каркаралы Алшынбая и Кунанбая построены обычные надгробия с четырьмя углами. Очень скромно захоронен великий Абай.

Это уже после на народные деньги построены надгробия на могилах Абая и его брата и ученика Шакарима. Как уже говорилось ранее, от этих сооружений умершим нет никакой пользы. Их можно только показывать людям, толпами приезжающим на место захоронения любимого поэта. Эти сооружения нужны живым, чтобы гордиться, как они почтили память знаменитых людей.

Были случаи, когда надгробия на могилу уважаемого при жизни человека строились спустя десятки лет после его смерти. К примеру, известно, что великолепный мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи построен по приказу эмира Тимура (Тамерлана) через четыре века после его гибели. Мавзолей Бухар-жырау установлен спустя двести лет, в 90-ые годы прошлого века.

Родные сегодня строят надгробные памятники всем без разбора, не взирая на прижизненные заслуги усопшего. Это противоречит традиционным религиозным убеждениям. Это доказывает чрезмерность человеческого высокомерия и чванливости. Поэтому остается лишь снова призывать народ прислушаться и не идти на поводу у тщеславия.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: