Весной этого года по Казахстану прокатилась серия массовых протестов, причиной которых послужили поправки в Земельный кодекс.
Демонстранты сразу начали обвинять власть в коррупции, спекуляциях и симпатиях к Китаю. Естественно, что любые массовые волнения играют на руку конкретным людям, которые используют их в своих корыстных целях, пытаясь дестабилизировать обстановку. Однако мы не будем рассуждать о том, кому это было выгодно, тем более, что имена заказчиков и организаторов известны. Одни уже предстали перед судом, над другими он вот-вот начнется. Мы лишь попытаемся показать, что многие страны уже давно предоставляют свои сельскохозяйственные земли в аренду иностранцам, и в этом нет и доли того, о чем кричали митингующие.
Если говорить об аренде земель конкретно Китаем, то тут необходимо рассматривать уже существующие примеры, когда китайские сельскохозяйственные производители арендовали территории в других странах. Одним из самых показательных примеров является Австралия, где фирмы из Поднебесной уже давно возделывают местные сельхозугодия, которые на первый взгляд вообще не пригодны для выращивания какой-либо продукции. При этом, китайские аграрии сами заинтересованы в соблюдении всех законодательных норм государства, в котором работают, ведь при любых нарушениях компанию могут просто выдворить из страны, а отбивать вложенные инвестиции в АПК нужно лет 15-20. Необходимо отметить, что решение о передачи сельхозземель в аренду Китаю в свое время также вызывало много вопросов и недовольств среди граждан, однако в дальнейшем сами китайцы развеяли все фобии. Теперь китайские аграрии вносят существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны и являются добросовестными налогоплательщиками.
Помимо Австралии китайские фермеры активно работают и на других континентах. В 2009 году канадское издание TheGlobeandMail сообщило о том, что Китай получил в долгосрочную аренду почти 3 млн гектаров земель в Конго для производства пальмового масла. Также по сообщениям ряда СМИ, Китай подписал с Украиной контракт на аренду 3 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. Это 5 % общей площади Украины, или 9 % ее пахотных земель. Китайцы работают и в Канаде, где, казалось бы, недостатка в инвестициях никто не испытывает, а все земли можно возделывать внутренними силами.
В российском случае в аренду китайцам ушли земли, которые долгое время не обрабатывались местным населением, а некоторые были и вовсе непригодны. На Дальнем Востоке России есть около 300 тысяч фермеров из Китая. Китайцы выращивают кормовые и зерновые культуры, травы для фармакологии, развивают скотоводство, птицеводство, животноводство.Например, в Еврейской автономной области и Хабаровском крае китайцы арендуют около 426,6 тысяч га земли под выращивание сои, риса и овощей. Занятые в сельском хозяйстве китайцы работают там, где россияне, якобы претендовавшие на земли, на протяжении целых десятилетий не работали. Китайцы занимаются обработкой той земли, которая никому из россиян не нужна. Несмотря на это, россияне крайне негативно воспринимают этот факт. Однако российское правительство уверено, что именно китайские инвестиции в АПК дадут толчок для развития отрасли, а население изменит свою позицию, как это было в Австралии.
Говоря об аренде земли иностранцами, не стоит зацикливаться исключительно на Китае. Все активнее инвесторы из Индии, Саудовской Аравии, Объединенных Эмиратов, Южной Кореи, Кувейта и Бахрейна вкладывают инвестиции в аренду земель. Активнее всего инвесторы идут в Африку, Южную Америку и страны Юго-Восточной Азии. Многие это явление называют «земляной лихорадкой», а объясняется она тем, что с каждым годом по всему миру ускоряется процесс сокращения сельскохозяйственных площадей, используемых для производства продуктов питания. Причем данный процесс происходит на фоне роста численности населения планеты и повышения потребности в разнообразной и качественной пище.
Естественно, что при сдаче земель в аренду иностранным гражданам должна работать четкая система контроля за экологической и фитосанитарной обстановкой. Она не должна быть пронизана коррупцией и бюрократией, но в тоже время должна предоставлять достаточно либеральные условия для ведения бизнеса с минимальным набором разрешительной документации и всевозможных стандартов. Именно такой подход при сдаче земель иностранным арендаторам позволяет построить достаточно эффективную модель ведения бизнеса для одних и сохранения внутренней стабильности для других.
Возвращаясь к Казахстану, хочется отметить, что желание властей следовать общемировой прогрессивной практике разбилось о внутреннее непонимание или нежелание понять всю необходимость принятия таких реформ. Скорее всего, проблема даже не в этом, а в том, что отдельно взятые люди смогли воспользоваться ситуацией и сыграть на патриотических чувствах и распространить фобии в массы.
Ердаулет Сагым