Вместе с разумным государством и правовым порядком разумная религия поможет человеку стать тем, кем он является по природе своей, быть толерантным, преодолеть догматизм и фанатизм, покончить с нетерпимостью, конфессиональным диктатом в вопросах веры.
Разумная, истинная религия есть «моральная религия»; религия основывается на разуме как основе морального поведения, помогает человеку понять свои обязанности как «категорический императив», как божественную заповедь, как безусловное требование в любых обстоятельствах выполнить моральный долг. Просветительская критика религии в лице Канта утверждает самостоятельность человека и человеческого разума, реформирующего «историческую» религию и придающего ей разумный вид, но при этом признается социальная полезность естественной или разумной религии как основы морального порядка в обществе. Религия как сакральная (священная) форма смыслополагания деятельности людей, трансцендентального (т.е. выходящего за пределы будничного мира) обоснования человеческого бытия выполняла и выполняет многообразную роль в жизни общества и человека.
Религия существует не только как система представлений, восприятия и объяснения мира. Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия, точнее, религиозная практика, функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее поведение людей. Благодаря институализации религия превратилась в могучий элемент социокультурной организации общественной жизни, сыграв огромную роль в развитии человечества.
Объединяя сторонников в единую социальную группу, религия является важной социальной организацией в любом обществе. Отсюда следует необходимость государственно-правового регулирования деятельности мечетей; она неизбежно имеет определенные официальные отношения с государством, признается им и пользуется уважением.
Можно сказать, что в становлении и развитии большинства современных, хорошо интегрированных обществ огромная роль принадлежала религии, ведь она наделяла каждого члена этого общества едиными представлениями о конечных силах бытия, едиными исходными критериями, правилами игры. Тем самым в религии общество находило развитую систему обобщенных представлений, которые делали предсказуемым поведение любого человека в данной системе взаимодействий. Религия как социокультурный базис интеграции общества дополняется национальными элементами, сформировавшимися под влиянием до- и внерелигиозного опыта данного народа, особенностей его исторического опыта и т. д.
Роль религии как фактора интеграции общества, поддержания и сохранения его стабильности, целостности неоднократно проявлялась в истории.
В этом отношении интересны и показательны взаимоотношения религии и государства как системы институтов светской (нерелигиозной) власти, обеспечивающей в том числе стабильность, ценность общества.
Любое государство, тем более формирующееся, заинтересовано в утверждении и страховании в обществе определенных ценностей, норм, которые не только обеспечивали бы лояльность граждан к государству, установившемуся порядку, но, что еще важнее, скрепляли людей, вносили упорядоченность в их взаимодействия, способствовали их организованности. Без интегрированности общества вокруг определенных непререкаемых ценностей затруднялось и даже было невозможным осуществление функций власти. Вот почему принятие религии, ее внедрение, распространение и, с другой стороны, установление государственной власти, тесно взаимосвязаны.
Сегодня религия ислам все более воспринимается как носительница общечеловеческих нравственных ценностей, существенный элемент национального культурного наследия. Изучение места религии в системе духовных ценностей современного общества представляет поэтому как научный, философско-социологический, так и практически-политический интерес.
Благодаря тому, что Исламская религия нашла свое место в сердцах людей разных эпох и времен, не только арабы, но и многие народы приняли Ислам, превратив его в традиционный образ жизни и внесли свою лепту в его развитие и процветание.
Естественно, и наш казахский народ не остался в стороне от этого каравана и принял Ислам в восьмом веке. Об этом рассказывали и до сих пор рассказывают наши ученые, которые внесли своеобразный вклад в развитие Исламской цивилизации. Тот, кто сомневается на этот счет, не знает историю и культуру нашего народа.
Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что кроме Корана и сунны, Шариатом, при закреплении правовых норм берутся во внимание общественно – социальные особенности народа, используется метод постепенного изменения (то есть изменения вводится не сразу, а поэтапно), кроме того, традиции народа, не противоречащие аятам и хадисам имеют свое продолжение. Факихы при вынесении некоторых решений обращали свое внимание на обычаи и традиции какого-либо народа, руководствуясь данными принципами нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Анализ состояния и развития религии в Южно-Казахстанской области показывает возрастание роли в общественной жизни и ее положительное влияние на нравственный, духовный и социальный уровень общества. Религиозные объединения вносят посильный вклад в укрепление внутриполитической стабильности и межнационального согласия. Повышается авторитет религии в глазах общественности, постоянно растет число верующих и религиозных объединений. Появляются новые деноминации. В целом наметилась стабилизация деятельности религиозных формирований.
Тем не менее, с обретением незначимости в нашу республику начали приезжать миссионеры, которые начали насаждать свои идеи и взгляды молодежи. Так в 2000 годах появились приверженцы Хисб-ут-тахрира, а их деятельность признана в нашей стране вне закона. Потому что это экстремистско-террористическая организация. Они проявили себя во время празднования 1500-летия Туркестана. А в 2003 году в поле зрения они попали в Кентау. Поэтому сегодня очень важно вести их профилактику, оказывать им противодействие. И нами был разработан целый комплекс мер, который направлен на улучшение экономических условий населения, решение культурных и медицинских проблем, улучшение благосостояния населения в целом. При этом большое внимание должно уделяться обучению и воспитанию детей и молодежи, создание условий для их духовного роста в течение жизни, уважения национальных ценностей, повышение уровня знания работников религиозной сферы.
Напомним, что в настоящее время в Южно-Казахстанской области действует 60 местных религиозных объединений, входящих в состав 11 конфессий. В их числе по направлениям: православие-18; католицизм-1; иудаизм-1; протестантские – 39; бахаи-1.
Кроме того, осуществляют деятельность филиалы: исламского направления - филиалы Духовного управления мусульман Казахстана (мечетей) – 800, филиалов неисламского направления – 3.
Калиолла Айхожаулы МАТЖАНОВ,
Учредитель «Центр по подготовке чтецов корана «Ыкылас» ЮКО