Алаш: У истоков проектов казахской Независимости

В этом году движение «Алаш» отмечает свое столетие. В честь юбилейной даты  в Алматы проходят массовые  мероприятия, нацеленные на увековечивание памяти алашординцев.  Историки, политики, ученые обсуждают их роль в прошлом и настоящем страны, передаёт ИА «NewTimes.kz».

Появление первой политической партии «Алаш» показало состоятельность и высокий потенциал политических деятелей казахского народа.

Они были предвестниками независимости Казахстана.  Философия национальной идеи «Алаш» вписывается в контекст современности, считает член Союза писателей Казахстана, заместитель председателя Алматинского городского филиала партии «Нур Отан» Kайым-Мунар Табеев. Подробно об этом он рассказал в интервью с нашим корреспондентом.

Кайым-Мунар Турдахунович, в  этом году исполняется 100 лет со дня провозглашения Казахской автономии и создания национального правительства «Алаш-Орда». Историки утверждают, что «Алаш» заложила  фундамент казахской государственности, а ее идеи остаются актуальными  для нас и сегодня. Как вы считаете?

— Движение «Алаш»,  которое возникло вначале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа,  -  эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становлению национальной государственности. Главной целью его  было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Руководителями партии были  А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов. Лидеры самоотверженно защищали интересы родного народа, отстаивали его права на существование и самостоятельное политическое развитие. 

Деятели партии Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции действительно заложили основу казахской государственности.  Долгие годы эта тема была под запретом, до сих пор не все документы обнародованы, не все имена участников названы.

Только после обретения независимости Казахстаном  народ постепенно возродил в памяти все события XX столетия, в том числе связанные и с движением «Алаш».  В своей книге «В потоке истории» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению... Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие...». 

В результате интенсивных научных изысканий стало возможным объективно определить роль и место движения Алаш в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и восстановить историческую справедливость в оценке деятельности правительства Алаш-Орды.­ И казахстанцам предстоит еще в научном плане осмыслить историю «Алаш». 

Расскажите, пожалуйста, о лидерах движения.

— Каждый из них был личностью, патриотом.  Они отдали полностью себя служению народу. Алихан Букейханов – видный общественно - политический деятель, ученый - экономист, лесовод, публицист.  Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом Государственной думы России. Считается теоретиком  и лидером национально-освободительного движения, организатором  первой казахской политической партии Алаш и председателем правительства Алашорда. Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды. С его именем связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Миржакип Дулатов – поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, педагог. Член правительства Алашорда. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям. И были другие лидеры движения «Алаш» – все они передовые люди той эпохи.

Какие направления были главными в их деятельности?

— Сохранение культуры и национальной идентичности, постоянное развитие во всех сферах жизнедеятельности, технологическое совершенствование – были  главными направлениями в работе создателей движения «Алаш» и его последователей. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Он состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, введение института президентства. Партия требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» большую популярность.

Первый и второй съезды партии сыграли историческую роль.

– Стоит подробно остановиться на них.  Первый Всеказахский съезд прошел в Оренбурге с 21 по 26 июля в 1917 году.Тогда-то и провозглашалась организация партии «Алаш». Участники съезда поработали весьма плодотворно. Были приняты решения по 14 вопросам, в частности по таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.Был разработан проект программы партии «Алаш». Он вышел в свет перед выборами в Учредительное собрание России. В качестве первоочередных задач документ ставил всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков. 

В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание России партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских мандата. Хотя организационно она не успела оформиться. По количеству голосов, полученных на выборах (262 404 голоса), партия «Алаш» занимала восьмое место среди полусотни российских партий, действовавших накануне Октябрьской социалистической революции.Второй съезд состоялся уже после прихода к власти большевиков. Его созвали в декабре 1917 года. Были представители казахской интеллигенции, которые выступали против такого стремительного развития событий – провозглашения автономии. Они говорили, что время еще не настало. Тем не менее, на съезде была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный совет. Ему присвоили наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским учредительным собранием.
Лидеры партии «Алаш» подчеркивали, что видят автономию в составе российского демократического государства, они не стремились к сепаратизму. 

По процессу «Алаш-Орды» было осуждено более 80 человек?

— Да. Первая группа была арестована в 1928 году, осенью и в начале зимы. Тогда были помещены под стражу Мыржакып Дулатов, Жусупбек Аймаутов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, другие видные деятели «Алаш-Орды». Их судили в апреле 1930 года. В начале некоторым их них, в том числе Байтурсынову и Дулатову, вынесли смертный приговор. Но затем по апелляции им заменили смертную казнь на 10 лет заключения. Но все же четверо человек были расстреляны. А в 1937 году, в период массового террора, уже большая часть алашординцев была расстреляна.  Реабилитированы были они  4 ноября 1988 года.

Спустя 100 лет мы не забыли об алашординацах.

— Сегодня по стране проходят научно-практические конференции.  В городе Семей в рамках празднования этой юбилейной даты пройдет более ста культурно-массовых мероприятий. В скором времени здесь планируется создать Аллею Алаш, где будут установлены бюсты видных деятелей.   В музее экспозиция о деятелях Алаш пополнилась новыми экспонатами. Казахстанцы должны сохранить свое историко-культурное единство, беречь и укреплять согласие. В декабре прошлого года в Караганде презентовали 15-томный сборник сочинений известного общественного деятеля АлиханаБокейханова. Работа над его созданием велась почти 25 лет. Книги были изданы на двух языках. Поиск информации начался в девяностые годы, так как многие произведения Бокейханова хранились в засекреченных фондах библиотек и были недоступны до 1995 года.  Этот сборник стал прекрасным наследием для будущих поколений.

В Алматы сейчас проходят многочисленные семинары, выставки, встречи и лекции, приуроченные к 100 -летию «Алаш». Нам очень важно рассказывать о наследии движения. Историками проводится обширная исследовательская работа по изучению истории движения «Алаш». Огромную работу также проводят сотрудники библиотек. 

Молодежь должна знать имена тех, кто стоял у истоков независимости.  Это нужно для патриотического и гражданского воспитания наших детей. Нет лучшего примера служению своей стране, как беззаветная преданность своему народу деятелей национально-освободительного движения Алаш. Члены партии «Алаш» были преданы тем вечным ценностям, в которых сегодня мы нуждаемся больше всего: любовь к Отечеству и своему народу, бескорыстие, честность и честь, уважение к труду и знанию, верность долгу.

Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана, служить народу, приносить пользу людям.

В статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания сохранение национальной идентичности выделено в приоритет. За годы суверенного развития были инициированы государственные программы «Мәдени мұра», «Халық тарих толқынында» по созданию целостной системы изучения культурного наследия, воссозданию историко-культурных, письменных, архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.

Значимость таких инициатив обусловлена возможностью создания мировоззренческой модели Казахстана XXI века, опирающейся на собственные исторические традиции, национальное самосознание как ядро национальной идентичности. Модернизация национального самосознания способствует росту интереса к истории народа, его культуре и родному языку. Это нужно для всех нам,  для  наших детей.

В статье:
Loading...