пятница, 29 марта 2024 г.
icon
449.58
icon
486.94
icon
4.86
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
1oC
1xadv
×

Изменение модели взаимодействия государства и НПО стало одним из главных векторов госразвития

Доказательством тому служит создание профильного министерства по делам религий и гражданского общества РК, которое успешно функционирует уже год и создает необходимые условия для дальнейшего прогресса третьего сектора.

Сам неправительственный сектор Казахстана положительно оценил деятельность нового министерства. Об этом отмечено на заседании дискуссионного клуба «Шынтөбе» Службы центральных коммуникаций. Сегодня одна из участниц круглого стола, исполнительный директор ОО «Ассоциация развития гражданского общества» Джамиля Асанова поделилась своим мнением о результатах совместной работы НПО с государством.

― Джамиля Касимовна, известно, что у вас достаточно большой опыт работы с государством. Какие вопросы в сфере взаимодействия НПО и государства сейчас стоят наиболее остро на повестке дня??

В основном, мы принимаем участие в организации диалоговых площадок. Я с уверенностью могу сказать, что выстроена эффективная модель общенационального диалога власти и неправительственного сектора на базе Гражданского форума и множества других диалоговых площадок, действующих на всех уровнях. В части государственного социального заказа или грантовой поддержки для неправительственных организаций, мы в основном, выступаем наблюдателями или консультируем по улучшению этих механизмов.

Что касается общественных советов,по сути – это форма вовлечения общественности/населения в процесс принятия решений. Общественным советам даны очень большие функции: это и общественный контроль, и мониторинг, и оценка деятельности государственных органов, и оценка местных программ, и пополнение бюджета, все законы и нормативные акты местного значения, которые касаются прав человека или социальных вопросов. Поэтому очень важно, насколько состав совета сильный, насколько там серьезные эксперты.

Я хочу отметить, что количество представителей неправительственных организаций в Общественном совете жестко регламентировано законом: оно должно составлять не менее двух третей от общего числа членов Совета. И возглавляет Общественный совет не государственный чиновник, а известный общественный деятель, признанный лидер местного сообщества.

Отдельно хочется остановиться на работе координационного совета. На мой взгляд, Координационный совет играет огромную роль во взаимодействии НПО и государства. Это платформа, где на уровне министерств лидеры гражданского общества экспертного уровня могут строить диалог, вносить предложения в формирование политики, государственных программ, законодательных рамок по развитию гражданского общества в Казахстане. Это такая диалоговая площадка, где действительно есть возможность, продвигая интересы общества, обсуждать те или решения, а может, даже готовить какие-то решения совместно. Я думаю, это очень важная форма ведения диалога. Суть заложена в самом названии – координационный совет. Т.е. координация действий, возможность совершать те или иные реформы, влиять на нормативно-правовую базу в сфере развития гражданского общества. Я являюсь членом координационного совета при министерстве по делам религий и гражданского общества. На одном из последних заседаний обсуждались вопросы взаимодействия неправительственных организаций с министерствами социального блока, а также ситуацию взаимодействия в некоторых регионах. Важно, когда обе стороны могут слышать друг друга.

Хотим мы или не хотим, эти реформы будут идти, и наше участие в них может оказаться очень действенным. В Казахстане сейчас реализуется пять президентских реформ, большая часть которых имеет отношение к открытому правительству, подотчетному государству. Есть сфера, когда в конкурентную – неправительственную – среду отдают определенный пакет социальных услуг. И очень важно понять, и определиться, как в этом направлении гражданское общество и неправительственные организации Казахстана будут двигаться, как они в этом поле будут работать.

На Координационный совет возложена стратегическая обработка этих вопросов: обсуждение, определение механизмов, зоны ответственности и сотрудничества НПО и государства.

Очень важным, мне кажется, что в этой структуре есть рабочие группы. Потому что, когда мы начинаем работать над определенным законом или нормативом, - это уже дело более узкого круга экспертов. В рабочую группу входят специалисты, которые работают в той или иной профессиональной области. Сейчас, например, начала деятельность рабочая группа экспертов по финансированию НПО. В этом году, например, впервые присуждены премии для НПО. Проделана большая работа экспертной группой и членами координационного совета, которые рассматривали и отбирали достойных кандидатов.

В июне этого года в министерстве по делам религий и гражданского общества прошло заседание координационного совета, на котором было предложено проведение в ноябре-декабре 2018 года очередной Гражданский форум. Мы планируем изменить подход к организации форумов и начать подготовку к гражданскому форуму уже осенью этого года, т.е. за год вперед: сформировать онлайн-платформу, создать оргкомитет при правительстве, разработать повестку форума, опубликовать аналитические записки, национальные доклады, исследования.

Мы предложили также расширить спектр участников этой встречи. В прежние годы участниками форума были в основном члены Гражданского Альянса - основного партнера Форума. Однако многие НПО не являются членами Гражданского Альянса, они либо состоят в других коалициях, либо существуют сами по себе. Мы хотим сделать форум более доступным для представителей неправительственных организаций, в том числе правозащитных. Это поможет свернуть немного из социальной сферы в область прав человека и шире раскрыть насущные вопросы, связанные с законодательной базой в области правозащиты.

Наши рекомендации были поддержаны членами Координационного совета.

Я считаю, что и Координационный совет, и все другие механизмы, о которых мы говорили, это достаточно серьезные инструменты, которые надо использовать в полной мере и в надлежащем виде.

Возможно, они пока не в полной мере осуществляют свой мандат, в силу того, что находятся еще на стадии становления. Поэтому крайне важно, на мой взгляд, и представителям общественности, и представителям государства прилагать определенные усилия: проходить обучение, приобретать навыки, учиться мобилизовать и использовать свои ресурсы.

― Сейчас широко обсуждаются вопросы социального партнерства государства, бизнеса и НПО. Какие наиболее важные аспекты вы можете отметить в отношениях НПО, государства и бизнеса?

Существуют разные модели взаимодействия бизнеса и неправительственных организаций. Во-первых, когда бизнес, будучи социально ответственным, инвестирует в те сообщества, для которых он работает: что-то производит, добывает или продает. И тогда важно, чтобы население или сообщество четко могло сформулировать потребности, которые у них есть.

К примеру, в связи с увеличением рождаемости в поселке, возникает потребность в создании дополнительных классов в школе или групп в детском саду, а в плане развития территории в местном акимате совсем другие приоритеты: строительство дороги или озеленение территории. Вот в таких случаях, когда планы властей не совпадают с нуждами населения, очень выгодно партнерство населения через НПО с бизнесом. Для бизнеса, особенно тех корпораций, которые работают столетиями в разных странах, наиболее приемлемо исходить из того, что реально нужно населению в регионе. Для содействия решению проблем на местах сегодня Министерством по делам религий и гражданского общества РК реализуется подпрограмма «Атамекен», которая предполагает создание интерактивной платформы «Әлеуметтік бастамалар картасы» на базе портала «Рухани Жаңғыру». Основная идея проекта «Әлеуметтік бастамалар картасы» – активизация инициатив местного населения путем выявления актуальных потребностей регионов и стимулирование активности граждан для их решения.

Второй вариант: благотворительная помощь, инвестиции, меценатство. Без обязательств и без привязки к определенной территории. Это поддержка уязвимых групп, людей с особыми потребностями или просто какое-то доброе дело. У этого варианта есть свои плюсы и свои минусы. Очень важно, чтобы эта помощь не стала одноразовой акцией с дальнейшим пиаром в СМИ. База волонтеров и База меценатов, которые будут созданы на платформе карты «Әлеуметтік бастамалар картасы» позволит скоординировать региональные НПО и бизнес с местным населением – объединит усилия сторон для решения имеющихся задач.  На самом деле, сейчас много примеров, когда казахстанские предприниматели вкладывают часть своего дохода в благотворительность. Это зов души, зов сердца. Поэтому проводится все больше мероприятий, девиз которых «от сердца к сердцу», «от чистого сердца». Появление культуры благотворительности говорит о состоятельности, стабильности и развитии общества в целом.

Третий вариант реализации совместных проектов – это участие бизнеса в развитии социального предпринимательства в неправительственных структурах, обучение НПО основам ведения бизнеса и поддержка его на стадии развития. АРГО также, как и государство уже давно волнует вопрос социального предпринимательства. Мы совместно с профильным министерством (Министерство по делам религий и гражданского общества – прим.автора) активно занимаемся реализацией этой модели среди неправительственныхорганизаций. Впервые в Казахстане по инициативе Министерства по делам религий и гражданского общества РК организован республиканский форум трехстороннего партнерства «Асар».

В рамках форума впервые проведена онлайн-ярмарка социальных идей и проектов, целью которой являлось усиление взаимодействия бизнеса и НПО через совместное участие в выявлении и решении социальных проблем общества, продвижение практик социальной ответственности бизнеса.

― Есть ли уже у вас свои успешные истории реализации социального партнерства с бизнес сектором?

Вместе с компаний «Шеврон» лет 15 назад мы обучали неправительственные организации и группы людей, которые хотели заниматься бизнесом. Мы поддержали порядка 12 разных проектов. Одним из самых успешных, продвинутых социальных предприятий стала, на мой взгляд, организация «Жетi Агаш». Эта организация, которая поддерживает женщин, вышедших из мест лишения свободы. Им сложно социализироваться, трудоустроиться, вернуться в семью. Организация «Жетi Агаш», выполняя свою социальную миссию, помогает этим женщинам, предоставляя работу в швейной мастерской. Когда они начинали, у них была всего одна швейная машинка. Мы им подарили вторую, и всячески поддерживали, проводили консультации и обучение. Они покупают качественный лен и шьют салфетки, шторы, постельное белье и пр. Сейчас у Жетi Агаш большой цех, очень качественная продукция, крупные заказы. Более того, у них получилось наладить экспорт своей продукции за границу, в частности, в Германию. У нас получилось интересное партнерство! На конференциях они организовывают выставку-продажу своей продукции, и участники конференций имеют возможность ее приобрести и оценить качество, а также тонкий художественный вкус, с которым выполнены все изделия.

Таких примеров много. Наша цель и задача – помочь, научить, дать базу, чтобы в дальнейшем социальный проект приносил прибыль, которая будет либо вкладывается в этот бизнес, либо пойдет на социальные потребности. Сейчас в нашей копилке успешных историй около 20 таких социальных предприятий в разных городах Казахстана: Атырау, Шымкенте, Таразе и других городах. Это и бизнес проекты по разведению скота, улучшение экономической базы среди беженцев в Акмолинской области, организация услуг в среде людей с инвалидностью и другое. 

― Недавно на круглом столе, проведенного Министерством по делам религий и гражданского общества РК, вы упомянули, что работаете над новым проектом, связанным с инновациями в социальной сфере. На ваш взгляд, возможны или, может быть, уже существуют новые, инновационные, формы взаимодействия НПО и государства?

Если брать в перспективе на 2-3 года вперед, то я думаю, что может быть интересным сотрудничество с государством через, скажем, ярмарки социальных проектов. На протяжении 15 лет ярмарки проводятся на регулярной основе во всех регионах, и на уровне городов республиканского значения. В результате появляются новые проектные идеи или происходит информирование о деятельности НПО. Можно такую форму взаимодействия организовывать в другой более инновационной форме, например, в виде инновационных лабораторий.

На мой взгляд, все также будут востребованыфорумы, конференции, круглые столы и другие формы собрания для решения социальных, экономических или других проблем. 

Диктует свои условия развитиеинтернета. Использование новых технологий открыло для НПО и гражданского общества в целом огромные возможности. Это и открытое электронное правительство, и онлайн-заявки на гранты. С развитием информационных технологий государственные органы стали более открытыми. Так, например всю необходимую информацию о проводимых мероприятиях,  формах государственной поддержки НПО мы получаем, не выходя из дома, с сайта Министерства по делам религий и гражданского общества РК, также со страницы Комитета по делам гражданского общества в социальной сети фейсбук. Взаимодействие онлайн в наше время уже стало необходимостью.

Мне довелось неоднократно участвовать в различных рабочих группах на разных диалоговых площадках.

Так, одна из форм, которую активно используетМинистерство по делам религий и гражданского общества, – это селекторные совещания. Они позволяют широкому кругу НПО принять участие в обсуждении вопросов. Например, когда обсуждался закон о волонтерстве, нам назвали время и адрес акимата в Алматы, в котором была обеспечена селекторная связь. В этом заседании участвовали все области Казахстана. Всем регионам дали возможность высказать свое мнение, вносить поправки и предложения в этот законопроект.

― Какие новые перспективы развития продуктивного взаимодействия государства и неправительственного сектора вы видите? 

Я считаю, что сейчас в Казахстане хороший период – период изменения взаимодействия гражданского общества и государства, то есть неустойчивый диалог уступил место взаимовыгодному сотрудничеству. И насколько сами гражданские активисты будут осознавать, что им дано, какую возможность предоставила им власть, насколько они будут применять на практике и реализовывать все свои полномочия, настолько они могут рассчитывать на конструктивный диалог, консенсус, совместные решения. Поэтому необходимо найти правильный баланс между потребностями, возможностями и разумными решениями.

Сегодня в Казахстане созданы все условия для взаимодействия государства и НПО. Однако обеим сторонам необходимо стремиться вместе с организацией процесса, показывать конкретные результаты и реализовывать умные программы.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0