На сегодняшний день джамагаты нетрадиционного деструктивного течения салафизм представляют серьезнейшую угрозу для казахстанского общества. Трагические события 2016-2017 годов в городах Актобе и Алматы показывают, что представители салафизма способны на дерзкие антиправительственные действия с применением оружия и силы.
Глава государства Нурсултан Назарбаев, комментируя те трагические события, назвал их бессмысленными и жестокими.
«Мы уже знаем, что это была террористическая вылазка группы последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм. Обеспечивая в республике свободу вероисповедания, мы в то же время намерены давать решительный отпор всем, кто, прикрываясь религиозными лозунгами, будет расшатывать обстановку в стране», ― сказал глава государства.
Следует отметить, что среди осужденных за экстремистские и террористические преступления ― всего их в Казахстане около 550 человек ― многие являются приверженцами салафизма.
Опасность влияния салафизма в том, что количество приверженцев деструктивного течения становится все больше. Салафитов можно увидеть на улицах нашего города или в мечетях. К сожалению, их не всегда можно опознать по внешним признакам. Но следует помнить, что главная опасность салафизма не во внешних признаках, а в их враждебном отношении к окружающим.
Теологи разделяют салафитов на умеренных мадхалитов, сурруритов, радикальных такфиритов и джихадистов. Однако идеологическая основа (акида) у них у всех одна. В современной практике термин «салафизм» чаще всего употребляется для определения религиозно-политического течения, основателями которого принято считать Ибн Таймию, Ибн аль-Каййима и Ибн Абд аль-Ваххаба.
Идеологическая основа этого течения оформилась под сильным влиянием теологического наследия средневековых богословов-салафитов, ревнителей «очищения ислама». Поэтому часто современное фундаменталистское движение в исламе называют салафитским. Апелляция к трудам салафитов прошлого ― один из основных моментов сочинений современных идеологов салафизма.
Определение салафитов можно сформулировать следующим образом: салафиты – это маргинальное и зачастую антисистемное религиознополитическое течение, которое прикрываясь праведными предками, в современном виде было разработано Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом путем селекции положений учения Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима и отличается притязанием на «монополизацию» истины; агрессией по отношению ко всем несогласным с их воззрениями, которая проявляется в обвинениях в неверии и многобожии (такфир); обособленной трактовкой единобожия и таких понятий как поклонение и многобожие; буквализмом, законничеством и фарисейством – как методологией восприятия первоисточников; адаптацией и приспособлением положений Корана и Сунны под собственные убеждения. Мы полностью разделяем мнение теолога А.Сабдина который говорит, что «в действительности научная классификация салафитов на умеренных, радикалов и джихадистов ошибочна в корне, так как концептуальные основания их учения едины. Любой, даже самый толерантный последователь салафизма в случае необходимости имеет теологическое оправдание агрессии и насилия в отношении всех тех, кто провозглашается «неверным».
Основными признаками приверженцев салафизма являются внутренние и внешние признаки. К внешним признакам относятся: наличие беспорядочной бороды и коротких штанов у мужчин, у женщин ― это хиджаб темного цвета, иногда и никаб, обилие религиозных терминов в лексиконе, отказ от посещения увеселительныхх заведений, отказ от празднования светских и иных праздников, отказ от ношения золотых ювелирных изделий, отказ от посещения занятий по пятницам либо некоторых предметов в школе (рисование, пение, самопознание), отказ от игры на национальных инструментах, отрицание национальных обычаев и традиций, постоянное прослушивание лекций проповедников салафизма Абдухалил Абдужаббарова, Дильмурат, Назратулла и так далее.
Внутренними признаками приверженцев салафизма являются основа вероубеждения акида Абдул Ваххаба, понимание атрибутов Аллаха, разделение таухида, понимание имана и деяний.
Если у ваших близких или родных появились хотя бы один из этих признаков, то необходимо обращаться в управления по делам религий либо к имамам в мечеть. Грань между умеренностью и радикализмом очень тонкая и зыбкая. Поэтому своевременное реагирование и принятие мер является залогом того, что количество приверженцев деструктивного течения салафизм будет намного меньше. Значит будет меньше фактов деструкций в семьях, меньше осужденных за терроризм и меньше пролитых материнских слез.
Безусловно, наше государство светское, и оно не всегда имеет возможности вмешиваться во внутренние проблемы той или иной конфессии. Тем не менее, когда потенциальные угрозы могут касаться государственной, а тем более национальной безопасности, замедленная реакция может привести к непоправимым тяжелым последствиям ― терактам, социальному напряжению, выбросу накопившихся протестных настроений и беспорядкам.
Растет количество протестнонастроенных прихожан в мечетях Казахстана, подавляющее большинство которых составляют реакционные элементы, которым чужды местные религиозные традиции. Необходимо отметить, что представители традиционного Ислама ― имамы Духовного управления Казахстана ― призывают прихожан не следовать за заблудшими течениями, а придерживаться религии своих предков. Также необходимо помнить, что на сегодняшний день, несмотря на то, что многие лидеры псевдорелигиозного течения арестованы, адепты продолжают свою вербовочную деятельность, прикрываясь различными благотворительными проектами. Адепты активно вербуют звезд шоу бизнеса, известных спортсменов, представителей бизнес-элиты и даже государственных служащих. Вербовка происходит в спортивных залах, кафе, учебных заведениях.
Необходимо помнить, что салафизм является не религией, а политическим движением, которое стремится к главенству своей фанатичной догматики над государством. Салафиты враждебно настроены против государства, представителей власти, постоянно вступают в конфликты с имамами Муфтията, распространяют о них клевету. Они объявляют так называемый такфир людям, не читающим намаз, объявляя их «кафирами». Свою экстремистскую-терористическую деятельность они называют «джихадом против неверных».
Радикально настроенная молодежь имеет все, что ей необходимо для успешного продвижения своих идей. Они снабжены всей необходимой литературой, им доступны все информационные каналы, их наставники благополучно получают образование в Саудовской Аравии, Пакистане, Катаре. Риторика о том, что казахи не отличались сверхнабожностью и им не страшен радикальный ислам не выдерживает критики. Очевидно одно, как показывает сценарий развития событий на Северном Кавказе, проблема радикалов – это не только проблема теологии и муфтиятов, в нашем случае это угроза национальной безопасности Казахстана. Это политика и целенаправленное одурманивание, так как мы имеем дело с группами религиозных фанатиков, утративших свою культурную идентификацию. Для них нет родины, нет родных, есть лишь «чистый» ислам и борьба за его воцарение. Любая провокация может активизировать их. И тогда за все это придется поплатиться большой ценой – стабильностью, безопасностью, колоссальными средствами и, безусловно, человеческими жертвами.
Раздыкова Г.М.
член Республиканской информационно-разъяснительной
группы по вопросам религий МОР РК