пятница, 19 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
21oC
Астана:
icon
24oC
1xadv
×

Долгий уход Мамытбекова, или чем запомнился экс-глава Минсельхоза

Отставку Асылжана Мамытбекова за последние годы прогнозировали чаще любых других кадровых перестановок в правительстве. Тем не менее, поданное теперь уже экс-министром сельского хозяйства 6 мая прошение стало для большинства неожиданностью. ИА «NewTimes.kz» анализирует, чем нам запомнились пять лет министра Мамытбекова.

Бычки, которые «делают свое дело по ночам», уже стали притчей во языцех. А прозвучал знаменитый перл от министра сельского хозяйства на правительственном часе в мажилисе в ответ на запрос о развитии мясного животноводства. Тогда Мамытбеков попросил не торопить природу в этом «инвестиционном процессе».

«Фермеры раньше не понимали, племенные быки шли под нож, сейчас они идут нарасхват и делают свое дело. Это дело сейчас не видно, они это делают обычно по ночам, под утро. Но скоро результат будет виден», — пояснил он в сентябре 2012 года.

В бытность Асылжана Мамытбекова главным агрономом страны казахстанцы, как никогда, полюбили мраморное мясо, а в меню отечественных ресторанов появились отбивные и котлеты из ангусов и герефордов. Именно эти породы активно завозили в нашу страну из-за рубежа, в частности, из Австралии. Доезжали, правда, не все. Новости о гибели коров в то счастливое безкризисное время были чуть ли не самыми скандальными.
Судя по статистике, плодились ангусы и герефорды с переменным успехом. В 2013 году по сравнению с 2010-м поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 5% - с 6,175 млн до 5,851 млн. Зато производство мяса в этот же период выросло на 4,4%, видимо, всех бычков решили пустить на мраморную говядину. По итогам 2015 года поголовье КРС составило 6,07 млн, а производство мяса – 1 650,4 тыс тонн.  К слову, в нынешнем 2016 году Казахстан должен был нарастить экспорт мяса до 60 тыс тонн, и с уходом Мамытбекова такая задача с аграрного ведомства не снималась. На декабрь 2015 года экспорт составлял 13,5 тыс тонн.

Еще одним вмешательством в личную жизнь коров с легкой руки Мамытбекова стала программа «Сыбаға». Ее смысл министр разъяснил в декабре 2013 года: «В стаде пасутся некастрированные быки, непонятно какой породы. Это может быть ее (коровы – прим. NT) сын, дядя, и они все друг друга покрывают – полный инбридинг, и мы не знаем, кто от кого рождается. Этого нельзя допускать, это угнетение генетики, потеря продуктивных качеств».

Но не только крупнорогатый скот был объектом внимания главы Минсельхоза. Министр находил изъяны и в рядах подведомственных организаций. «Мы проанализировали и решили все-таки сор из избы вынести, иначе мы эту проблему не решим. Мы решили, что прокралась болезнь в наши структуры, в том числе в структуры местных исполнительных органов. Мы должны каленым железом выжигать эту болезнь», — так интригующе открыл Мамытбеков селекторное совещание по вопросам ветеринарии и эпизоотической ситуации в РК в октябре 2014 года.

А однажды экс-министр осмелился поправить Главу государства. «За коррупционное правонарушение сотрудника должен нести солидарную ответственность его руководитель», – заявил Президент. На что Мамытбеков поспешил уточнить: «Только непосредственный руководитель – за начальника отдела начальник управления, за начальника управления – начальник департамента, за начальника департамента – вице-министр, за вице-министра – министр».

И совсем скоро экс-министру представился случай подтвердить теорию практикой. В занимавшем второе место по коррумпированности Минсельхозе разгорелся новый скандал – заместителю Мамытбекова Муслиму Умирьяеву было выдвинуто обвинение в получении взятки. Министр публично поручился за его невиновность собственным местом. «Если в установленном порядке, судом, будет признан факт совершения Умирьяевым коррупционного преступления, то я готов подать в отставку сразу после вынесения обвинительного приговора», — написал министр сельского хозяйства на своей странице в Facebook в декабре 2013 года.

Приговор Умирьяеву все-таки вынесли, а Мамытбеков предпочел о неосторожном заявлении забыть. С этого момента для всех экспертов он был первым кандидатом «на вылет» при многочисленных кадровых перестановках. На то были и другие причины - Минсельхоз и лично министр не раз подвергались критике и депутатов, и самого Главы государства. 

«Мамытбеков, гора родила мышь - результат твоей работы. Бодро докладывают все, дело проваливают», — такую реакцию Президента вызвала реализация программы по строительству ветеринарных лабораторий. 

В 2015 году критике подверглась уже программа субсидирования. «150 млрд выдано субсидий, а налоговые поступления от аграрного комплекса – 27%. Никуда не годится такой бизнес, поэтому работы очень много, надо изучать мировой опыт, у нас есть резервы», — обратился Нурсултан Назарбаев к тогда еще главе Минсельхоза.

Все могло бы закончиться критикой и в ситуации с земельным кодексом, но Асылжан Мамытбеков последовал примеру Еболата Досаева и решил уйти. Хотя всего за несколько дней до этого, от своего лица подробно разъяснял непопулярные поправки в социальной сети. 

«Замечу, что все, кто непосредственно заняты в аграрном секторе, информацией как раз владеют полной и правильной, а беспокойство больше проявляют те, кто сталкиваются с подобным вопросом впервые», — написал Мамытбеков.

Новому главе МСХ в наследство остается не только проблемный земельный вопрос, но и задачи по наращиванию экспорта мяса, продовольственное обеспечение внутри страны, субсидирование аграриев, спорная ситуация с водой из трансграничных рек, перевод ветеринарии на международные стандарты и многое другое. И времени на решение этих задач сейчас намного меньше, чем было в 2011 году у Асылжана Мамытбекова.

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1