Ключевым событием стал доклад президенту председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова по итогам работы за 10 месяцев текущего года. За данный период было возбуждено 3400 уголовных дел по фактам коррупции. Данная цифра сама по себе выступает красноречивым индикатором проблем в работе государственного аппарата. Более того, увеличение количества коррупционных дел, подчас весьма резонансных, свидетельствует о том, что чиновники не особо опасаются рисков уголовного преследования при совершении коррупционных действий. Все это заставляет задуматься об эффективности избранной стратегии борьбы с коррупцией. Ведь если даже строгое наказание не выступает в качестве ограничителя для чиновников, то, возможно, необходим поиск других инструментов борьбы с коррупцией.
Обозначив борьбу с коррупцией в качестве одного из важнейших компонентов антикризисного управления, власти Казахстана стоят перед необходимостью определения конкретных шагов по повышению эффективности антикоррупционной деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что заявленные целевые параметры Антикоррупционной стратегии на 2015 – 2025 годы требуют поистине революционных решений.
Исходя из мирового опыта, в качестве таковых могут быть предложены:
1. Ревизия действующей нормативно-правовой базы на предмет наличия условий для коррупции. В качестве признаков таких условий выступают:
- противоречия между различными законами и подзаконными актами;
- неотрегулированность правоприменительной деятельности, допускающая произвольную трактовку актов ответственными чиновниками;
- необоснованное завышение полномочий ответственных лиц в нормативно-правовой базе.
Шагами по «сужению» базы коррупции могут стать:
-общее упрощение нормативно-правовой базы;
- детальное регламентирование действий чиновников, их полномочий в регулируемых законодательными и другими актами сферах;
- минимизация точек соприкосновения чиновников и граждан за счет совершенствования структуры управления в госорганах.
2. Продолжение работы по выравниванию зарплат служащих в сфере государственного управления и аналогичных позиций в частном секторе. Параллельно с этим должна внедряться практика прозрачности доходов государственных служащих и совершеннолетних членов их семей, ближайших родственников. Возможно, налоговые декларации госслужащих должны стать доступны для проверки не только налоговых органов, но параллельно с этим и общественности.
3. Необходимо строго следовать требованию невозможности для человека, совершившего коррупционное преступление, продолжать работу в органах государственного управления, в компаниях и некоммерческих организациях с государственным участием. Должна быть создана публичная (общедоступная) база данных на лиц, совершивших коррупционные преступления.
Наряду с этими мерами необходимо разработать механизмы противодействия «мягкой коррупции» (протекционизм по родственным, родоплеменным, клановым, дружески-неформальным признакам). При организации антикоррупционной деятельности специализированным структурам необходимо уделять повышенное внимание степени аффилированности государственных служащих как в рамках внутри- и межведомственных, так и в отношении связей с лицами во внешних коммерческих и некоммерческих организациях.
Практика противодействия коррупции должна обязательно включать следующие дополнительные меры:
- ускоренную оценку обоснованности большей части контрольно-разрешительных функций госорганов, их минимизацию;
- сокращение точек контактов граждан и чиновников;
- легализацию ускоренной процедуры получения всех без исключения государственных услуг;
- рационализацию сумм штрафов и рассмотрение возможности введения дифференцированных штрафов в зависимости от уровня доходов граждан;
- повышение степени анонимности граждан при информировании и последующей проверке данных о коррупционных преступлениях чиновников;
- особое внимание профильных госорганов в отношении наиболее резонансных коррупционных дел.
Безусловно, данные меры – лишь первый шаг на пути минимизации коррупции. Но их принятие будет способствовать повышению уровня доверия граждан к реализации антикоррупционной политики в стране.
Максим Казначеев,
Политолог
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.