В суде начали рассматривать дело по статье УК РК «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению терроризма». На скамье подсудимых двое жителей Актобе – 27-летний Куанышбек Жайлаубаев и 32-летний Азамат Баймурзин, передает aktobetimes.kz.
Жайлаубаев в 2014 году получал срок по статье «Пропаганда терроризма». После освобождения он долгое время не мог найти работу, но позже устроился сторожем в коттеджный городок, который находится в микрорайоне «Нур Актобе».
Азамат Баймурзин долгое время работал сапожником на рынке без оформления договора и отчисления пенсионных денег. В поисках официального места работы мужчина состоял на учете в центре занятости. Ему позвонили и предложили место сторожа.
«Мне звонили с биржи труда три дня подряд, − рассказывал в суде Азамат Баймурзин. – Я подумал, что работа сутки через двое даст мне возможность подзаработать. Сутки я буду сторожить, а остальные два дня чинить обувь. Я очень обрадовался».
Когда Азамат Баймурзин пришел на работу, то удивился. Вместе с ним в каптерке сторожа оказались еще два человека – Куанышбек Жайлаубаев и некий Сырым.
«Я еще тогда подумал: зачем на такую маленькую каптерку сразу три охранника, − сказал в суде Азамат Баймурзин.
Во время суточных дежурств мужчины разговаривали на разные темы, в том числе и о религии. Оказалось, что в каптерке проводили негласную запись оперативные работники.
Во время таких разговоров Азамат Баймурзин заявил, что говорил о поддержке ДАИШ (ДАИШ, она же ИГИЛ − запрещена в Республике Казахстан) и осужденных за терроризм. А когда по радио передали информацию о том, что 19 мусульман приговорили к пожизненным срокам, он выразил сочувствие осужденным. И даже похвастался, что когда ходит по торговому дому, рассказывает всем о своей поддержке ДАИШ.
В суде Азамат Баймурзин пояснил, что говорил о поддержке ДАИШ и осужденных за терроризм «из желания показаться крутым». При этом никакой ненависти к правоохранителям не выражал.
«Я говорил по глупости, где-то по наивности, никаких опасных намерений у меня не было, что-то сказал шутя. У меня не было цели призывать к джихаду, смерти и насилию», − признался в суде Баймурзин.
Кроме того, согласно обвинению, Баймурзин заявлял, что «если бы в Казахстане была горная местность, как на Кавказе, то 70% населения были бы моджахедами (прим. − выступающими против неверующих). А так как в Казахстане негде спрятаться, люди скрывают свои мысли». На допросе в городском суде Баймурзин подтвердил сказанное, но объяснил, что эти слова являлись просто его фантазией.
Оба частично признают свою вину в пропаганде терроризма, то есть без согласованности действий и участия в группе. В суде адвокаты попросили прослушать запись с опасными высказываниями, так как, по мнению Баймурзина, смысл некоторых слов и выражений был усилен, его недостоверно цитировали.
Рассмотрение судебного дела продолжается.