суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
446.49
icon
475.38
icon
4.79
Алматы:
icon
22oC
Астана:
icon
23oC
1xadv
×

Как «Стратегия гендерного равенства» реализуется в Атырауской области

Вот уже на протяжении 8 лет в нашей стране реализуется «Стратегия гендерного равенства». Это государственный документ, направленный на формирование казахстанского общества с равными правами и равными возможностями как для мужчин, так и для женщин. «Стратегия гендерного равенства» положена в основу реализации государственной гендерной политики.

Понятие «гендер», «гендерные отношения» стали привычными понятиями в современной активной женской среде, но правильно ли мы это понимаем? Как «Стратегия гендерного равенства» реализуется в Атырауской области и в целом в нашей стране мы поговорили с  независимым экспертом по вопросам гендерной экономики, кандидатом экономических наук Алией ИЛЬЯСОВОЙ.

- Алия Кадыровна, расскажите о своей работе в сфере гендерной политики в стране.

- Больше десяти лет я проработала координатором проектов агентств ООН в Казахстане, реализация которых тесно была связана с решением вопросов в области человеческого развития, в том числе продвижения гендерного равенства.  Последние пять лет до 2013 года я работала в ЮНИФЕМ (с января 2010 года «ООН-женщины»), три из которых я была координатором программ в Казахстане. Сейчас я являюсь независимым экспертом по вопросам гендерной экономики и работаю в проектах ЕБРР, ЮСАИД, «ООН-женщины», ПРООН. В этом году я, будучи экспертом ПРООН, проводила независимую оценку реализации Стратегии гендерного равенства Республики Казахстан на 2006-2016гг. В рамках этой оценки я была в регионах, в том числе и в Атырауской области.

- И какова ваша оценка?

- Ваш регион, как мне кажется, в сфере продвижения гендерной политики и расширения ее границ очень перспективный, поскольку, есть понимание и поддержка на уровне руководства региона, что очень важно.

Не все механизмы еще задействованы, но заложены основы, в особенности, присутствует взаимодействие всех заинтересованных сторон, от госструктур до НПО и бизнес-сообщества. В Атырауской области по инициативе председателя областной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при акиме Атырауской области, открыт одним из первых в стране центр по оказанию социальных услуг жертвам бытового насилия. В сфере расширения экономических возможностей для женщин из уязвимых групп населения слаженно работают представители Ассоциации деловых женщин, которые, добившись успеха в своем деле, активно помогают нуждающимся.

В области образования ваш регион также может быть примером, например, в  Атырау в некоторых высших учебных заведениях используют в учебной программе элективные курсы по гендеру - «Гендерная политика и устойчивое развитие». Это весьма отрадно и своевременно с учетом того, что образование является основной составляющей теории человеческого развития, которая на сегодняшний день является одной из целей ООН именно в области ЦУР (Цель устойчивого развития), к реализации которой присоединился и Казахстан. В ЦУР 4 – «Качественное образование» отмечается, что получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития,  для чего необходимы навыки и  компетенции, помогающие людям увереннее адаптироваться к новой среде.

Еще одним примером может служить опыт  филиала Института повышения квалификации педагогов «Орлеу» Атырауской области, где гендерный компонент (4 часа) включен во все учебные курсы.

- Мы часто слышим, понятия «гендер», «гендерные отношения», «гендерная политика», но правильно ли мы это понимаем?

- Оценить этот процесс восприятия можно, если образование, с самого раннего возраста, включает гендерную составляющую. К сожалению, на сегодняшний день уровень гендерного образования, являющийся одним из основных факторов продвижения гендерного равенства, в Казахстане, на мой взгляд, недостаточный. Поскольку на всех ступенях системы национального образования нет комплексного подхода (стандарты образования не включен гендерный компонент). Здесь же можно добавить, что качество гендерного образования напрямую соотносится с уровнем гендерной образованности преподавательского состава и их доступа к приобретению или повышению навыков преподавания названной дисциплины. На сегодняшний день  внедрением  и продвижением  гендерного компонента на национальном и региональном уровнях присутствует  только благодаря инициативности отдельных руководителей учебных заведений. Например, как в вашем регионе, о которых я уже сказала выше.

Может ли женщина быть акимом?

- Первый вице-спикер Государственной думы России Любовь Слиска считает, что если назначить в качестве губернаторов дам в каком-либо российском федеральном округе, (в нашем случае акимом области или города), то ситуация в округе в корне бы изменялась, причем в лучшую сторону. Вы с ней согласны?

-  Помимо моего оптимизма в отношении этого заявления, существуют объективные особенности в сфере национального административного управления, как на региональном, так и, возможно, на страновом  уровнях.

Вот приведу пример, опять же, связанный с поездкой в ваш регион.

Ваш регион был единственный, из числа регионов, которые я посетила в ходе оценки, где я встретилась со всеми председателями районных комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике  и это, на мой взгляд, показатель эффективной работы секретаря областной комиссии. Председателями являются заместители акимов районов и все они – мужчины (только в городе Атырау председателем комиссии является женщина), но секретарями районных комиссий работают женщины. То есть, на лицо наличие гендерной сегрегации - вертикальная сегрегация: низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей с более высоким уровнем принятия решений и ответственности.

- А вам не кажется, что женщины хотят разделить власть наравне с мужчинами, за осуществление которой борьба будет продолжаться...

- Власть, на мой взгляд, это, прежде всего, большая ответственность, которую человек независимо от принадлежности к полу «взваливает» на свои плечи. И каждую минуту, стоя  у кормила власти он/она должны принимать ответственные решения, от которых зависит не его/ее личное благосостояние, хотя оно тоже  учитывается. Поэтому эту самую ответственность следует воспитывать изначально, то есть в рамках семьи.

Вот почему важным вопросом на сегодняшний день представляется формирование гендерной культуры, включающей в себя представление о роли семьи  в гендерной социализации. 

Еще одним важным аспектом в контексте вашего вопроса мне представляется формирование общественного мнения, оценок, людей и событий, которые  задают людям определенные стандарты жизни и сознания, и это находится в «руках» СМИ, которые способны формировать и поддерживать гендерные стереотипы в массовом сознании. Последние должны базироваться на механизмах, сопутствующих недопущению гендерных стереотипов и содействию обеспечения гендерного равенства в рамках повышения гендерно-чувствительного сознания населения.  Ваша газета, «Прикаспийская коммуна», может стать флагманом в этом вопросе, ведь не в каждом регионе нашей страны в региональной газете есть отдельная колонка «Гендерная политика». Однако я хотела обратить внимание на то, что в этой колонке следует не только освещать мероприятия, посвященные гендерной тематике, но и представлять на странице газеты опыт руководителей, как мужчин, так и женщин, их каждодневную деятельность, чтобы население смогло оценить уровень их ответственности. Тогда вопрос будет формулироваться Вами не о «борьбе», а о здоровой конкуренции на тот или иной пост и соответствии ему профессиональных навыков кандидатов.

Политика равных возможностей

- Спасибо за совет. Возрастание роли и значение женщин в экономике и политике является одной из закономерностей современного исторического развития. Количество женщин в парламентах скандинавских стран составляет 50 процентов, в Германии - 40, во Франции - 32, в Казахстане - 9,5, в России -7 процентов.  Международные общественные и политические организации рекомендуют, чтобы в парламентах было представлено не менее 30% женщин. Алия Кадыровна, а что вы думаете по этому поводу?

- На текущий момент доля женщин среди депутатов Парламента (Мажилиса) уже составляет более 27%. По моему мнению, методы плановой экономики в вопросах политической и социальной модернизации нашей страны малоэффективны. Возвращаясь к теме необходимости готовности женщины требовать и добиваться своих прав, в качестве возможного инструмента плавного (естественного) продвижения гендерного равенства, Казахстан мог бы использовать передовой международный опыт в этой сфере. Например, создание государственного органа, ответственного за гендер - агентства или министерства с соответствующими подразделениями в регионах. И самое главное, на мой взгляд, политика равных возможностей должна формироваться, начиная с уровня региона, с учетом специфики социально-экономического развития каждого региона и вытекающих из нее последствий, оказывающих непосредственное воздействие на процесс расширения прав и возможностей женщин для эффективного участия в жизни всего общества.

- Но, несмотря на предпринимаемые государством меры в сфере равенства полов во всех сферах жизнедеятельности общества, гендерная политика наталкивается на сдерживающие факторы. Вам так не кажется?

- В декабре 2009 года в Казахстане были приняты два гендерных закона, составляющие основу его современной гендерной политики,  Закон РК «О профилактике бытового насилия» и Закон РК «О государственных га­рантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Первый из указанных гендерных законов, находится в постоянном поле зрения всех субъектов предупреждения и профилактики бытового насилия. Второй гендерный закон, к сожалению, на сегодняшний день остается «рамочным», хотя в нем заложены инструменты регулирования гендерной политики, такие как гендерная экспертиза и гендерное бюджетирование. Одним из факторов, о которых вы спрашиваете, является то, что в Казахстане инструменты проведения гендерной экспертизы на уровне законодательства и разработки/реализации стратегий (программ, проектов) национального, регионального уровней задействованы не в полной мере. Ввиду чего на рынке труда сложилась ситуация, когда имеют место ограничения в доступе девушек и женщин к некоторым техническим специальностям, несмотря на успешное внедрение в Казахстане системы дуального образования. Здесь же присутствует проблема нехватки профессиональных навыков по техническим специальностям из-за недостаточно развитой системы спроса и предложений по ним.

«Жесткий диск» национальной памяти

- Алия Кадыровна, сегодня современное казахстанское общество - это сложное пространство, на которое влияют традиции прошлого. Как писала Бетти Фридан «Эмансипация начинается в душе женщины, а не у избирательного участка». Но для этого необходимо начинать воспитание женщин в семье как личности, которая имеет равные права с мужчинами, а уже впоследствии решать вопрос на политическом уровне. Как вы прокомментируете эти противоречивые условия, в которых формируется новая евразийская модель «гендерного режима» казах­станского общества.

- Каким образом возможно повлиять на воспитание женщин в семье, как личности, без участия в этом процессе государства? Вы сами подмечали, что «традиции» играют значительную роль в жизни нашего социума. В этой связи хотелось бы сделать одно маленькое отступление. Традиция, по моему мнению, есть некий образ мира, запечатленного в человеческом сознании в виде неких социальных штампов, особенностей взаимодействия в рамках общества и государства. Главным ее носителем, кластером «жесткого диска» национальной памяти, выступала семья, и это знание прибывало в состоянии летаргического сна в течение всего советского периода, поскольку многое, касающееся «Женщины Востока», лишь декларировалось и на практике не осуществлялось, оставаясь лозунгом на плакатах, не вступая в прямую конфронтацию с традицией. После обретения независимости, Казахстан окунулся с «головой» в информационные потоки, формирующие действительность. Традиция оказалась в положении «осажденного», когда на нее со всех сторон посыпалась критика. Не успев осознать происходящее, она отчаянно борется за свое выживание, ведя, порой, себя весьма агрессивно. Возвращаясь к вашему вопросу, политический уровень, это, прежде всего, показатель принятия общемировых норм в контексте вопросов гендера, нашей республикой. Не имея поддержки со стороны государства,  женщине будет в разы сложнее противостоять давлению со стороны тех общественных институтов, которые в силу своих особенностей могут иметь отличную от общемировых тенденций точку зрения на все ту же роль женщины в семье и т.д. В этой связи роль государства, мне видится, как сила способная и даже обязанная способствовать налаживанию диалога между Женщиной 21 века и Традицией.

- Продолжая тему традиций. На протяжении долгого времени казахская семья во все времена была сильна патриархальной идеологией, где женщины, дети подчинялись власти отца семейства. Сегодня женщина занимает уверенную позицию, как в обществе, так и на работе. Это не может не отражаться и в семейных отношениях. Что вы думаете по этому поводу?

- Как человеку старшего поколения, если такие вещи, как возраст действительно могут влиять на восприятие окружающего,  что  лично мне кажется весьма сомнительным, мне свойственно испытывать легкую растерянность перед тем, что окружает нас сегодня. Безусловно,  стоя у плиты собственного счастья, каждый волен использовать те ингредиенты, которые он считает наиболее верными. Но если возраст и имеет какие-то плюсы, то опыт определенно один из них. Тайны житейской мудрости - это соль, без знания которой многое может показаться пресными и невкусным. Семья и брачные узы могут изменять свои внешние формы и порой вызывать чувство острого неприятия, но, и в этом я уверена, суть их останется неизменной. 

Макс Петров,

Атырау

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0