В последние годы наше общество наряду с экономическим кризисом переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории – кризис духовный. В этой ситуации, многие люди ищут покой в религиозных учениях.
После обретения независимости нашу Республику заполонили различные секты и культы под загадочными и таинственными названиями. «Белое братство», «Общество сознания Кришны», «Саентология» и т.д. Проникнув в нашу страну под различными лозунгами и идеями, нетрадиционные секты и культы создают новую панораму религиозной жизни. Если ранее принадлежность человека к одной из религиозной конфессии определялась культурными и духовными традициями его семьи, его окружения, то теперь одни исповедуют одно учение, другие – другое. И во всех этих направлениях сложно разобраться даже образованным людям. Поэтому за консультацией корреспондент ИА «NewTimes.kz» обратился к профессиональному теологу - начальнику отдела мониторинга религиозной ситуации ГКП «Центр исследования проблем религий» при управлении по делам религии Южно-Казахстанской области Кайрату Ергазиеву. Он рассказал, в чем суть деструктивных сект, и какую опасность они представляют для человека.
«В принципе, каждое традиционное религиозное учение предполагает нравственное и духовное воспитание человека, который живет в полном согласии с самим собой и окружающим миром, активно участвует в социальной и общественной жизни. Но что касается деструктивных культов, они разрушают духовную составляющую человека. Известны случаи, когда люди, попав под влияние различных деструктивных сект, начинают обрывать связи с родственниками, продавать свое имущество и передавать материальные ценности лидерам этих сект. Некоторые секты учат своих членов игнорировать службу в вооруженных силах нашей Республики. Порой отдельные члены какой-либо секты не признают государственную символику», — говорит он.
В научной литературе под термином деструктивный культ имеется в виду следующее:
«Деструктивный культ – это группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания в своих рядах своих членов и приверженцев. Все это негативно сказываются на их общественной, семейной и личной жизни».
Как правило, деструктивные секты разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика, создаются культовые сооружения (залы царств, дома молитв) и т. п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.
Основные особенности деструктивных культов представляют следующее: быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного; агрессивные методы привлечения и удержания своих сторонников, основанные на психологической обработке индивидуума; требование безоговорочного принятия вероучения и исполнения культовых предписаний; полное разрушение социальных связей личности и включенность только в структуру группы единоверцев.
В этих условиях возрастает актуальность пропаганды традиционных учений, которые помогут людям уберечь себя и своих близких от тлетворного влияния деструктивных структур.