Ислам как религия и духовно-религиозные основания культуры имеет большое значение в странах Средней Азии и в Республике Казахстан. В нашей республике Ислам имеет давние и прочные корни, глубокие традиции, и вместе с тем, свою специфику, исходящих от условий и предпосылок казахской истории и культуры.
В своем выступлении глава нашего государства Н. Назарбаев сказал: Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье».
Как видим, глава нашего государства выразил свою точку зрения касательно религии, причем религии, соответствующей традициям и культурным нормам жителей нашей страны.
Несомненно, что у каждого человека разные интересы и различный образ жизни. И чтобы индивид был счастлив, необходимо, чтобы он жил соответственно предписанным законам. И так как исламский фикх (юриспруденция) есть собрание Божественных законов, которые в первую очередь преследуют интересы человечества, то есть, выполнение их сулит пользу, а отказ таит в себе вред и опасность. Это означает, что исламские законы охватывают все стороны человеческой жизни. Исходя из этого, фикх выстраивает в определенную систему все, в чем нуждается человек.
Если просмотреть книги по фикху, которые представляют собой собрание религиозных положений, основанных на Книге Аллаха, Сунне Мухаммада (с.а.в.), иджма (консенсус) и ижтихад (решения) исламских ученых, то можно легко понять, что эти книги состоят из семи разделов. И собрание этих положений являют собой главенствующие законы для человеческой жизни. Как отдельная личность, так и все общество получает огромную пользу от этих положений. Вначале хотелось бы сказать, что известны четыре истинных мазхаба, названных по именам основателей: ханафитский, шафийтский, маликитский и ханбалийский. Все они основывались на Коране и Сунне и имели целые разработанные юридические положения, охватывающих все стороны жизни мусульман. Но почему из всех мазхабов широкое распространение в нашем регионе получил ханафитский мазхаб?
Этот феномен можно объяснить следующим образом:
Во-первых, очевидно, что не только личность великого ученого Абу Ханифы и его учеников, а также метод извлечения нужных решений позволил сформироваться этому мазхабу, как самой толерантной и мягкой школе научной мысли.
Во-вторых, в своей методологии ханафитский мазхаб всегда бережно относится к тем традициям и обычаям народов, принявших Ислам, которые не противоречили основным положениям веры.
Это направление более терпеливо и с пониманием относится к различным проблемам, учитывает местные обычаи и традиции, культурные и национальные ценности. Хотелось бы отметить, что ханафитский мазхаб не отделяется от сунны Пророка (с.а.в.), а наоборот, он вместе с ним. Также, ханафитский мазхаб толерантно относится к последователям других религиозных конфессии.
Это объясняется тем, что ханафитский мазхаб в своей практике все решения выносит с учетом вселенского характера исламской религии и социального положения. Причем, выражая уважение и права других людей.
Исламская религия, и в частности, ханафитская школа, направлена на сохранение спокойствия общества, на консолидацию народов и общественных групп. Критикуя или отказываясь от этого бесценного опыта, мы сами, не ведая того, можем разрушить многовековые устои, скрепляющие наши народы и способствующие миру и согласию.
Кайрат Ергазиев,
начальник отдела мониторинга религиозной ситуации
ГКП «Центр исследования проблем религий» при управлении по делам религии ЮКО