Житель Риддера Анатолий Андреев создал необычную коллекцию. Еще в советские времена он, путешествуя, привозил домой по горсти земли из разных уголков Земли. Среди необычных сувениров — почва с особенных мест, где гремели кровопролитные бои, где люди боролись за свободу и где ныне высятся мемориалы Славы, передает YK-news.kz.
Все экземпляры Анатолий Константинович бережно хранит в специальной прозрачной шкатулке. Он сделал ее своими руками из органического стекла. Короб с двенадцатью ячейками украшен пластиковой миниатюрой мемориала — звездой, вечным огнем из красной проволоки и стелой с надписью «Вечная память героям». Для самого пенсионера и его близких это память, если не вечная, то уж точно многолетняя — первый экземпляр коллекции появился 47 лет назад.
«В 1970 году я ездил в Болгарию. Там побывал на горе Шипка и посетил памятник Свободы, посвященный героям обороны перевала Шипка. Подумал, раз уж мне выпала возможность оказаться в таком исторически важном месте, то нужно оставить себе память о нем. Взял горсть земли, завернул в платок и привез домой», — рассказал Анатолий Андреев.
Оборона перевала — одно из ключевых событий в истории русско-турецкого противостояния. В этом сражении болгарские ополченцы и армия Российской империи сражались с османскими захватчиками. Тридцатиметровый мемориал на пике Столетова символизирует победу над неприятелем.
Пополнить свою коллекцию Анатолию Константиновичу удалось через несколько лет. В 1976 году он отправился в Крым на туристическом поезде.
«Раньше был такой поезд «Казахстанец». Формировался в Усть-Каменогорске. Вот на нем в 1976 году я поехал в Севастополь. Побывал на Сапун-горе и Малаховом кургане», — говорит Анатолий Андреев.
Сапун-гора видела войну дважды. Сначала в 1941 — 1942 годах при обороне Севастополя, а потом в 1944 году. В тот раз гора стала важнейшей военной высотой при проведении Крымской операции, положившей конец немецкой оккупации Севастополя.
Два раза принимал бой и Малахов курган. Героическую оборону здесь держали русские войска против англо-французских во время Крымской войны в 1854 — 1855 годах. А почти через столетие советские солдаты стояли тут насмерть, защищая Родину от фашистов. Земля с обоих памятных мест, помнящая героизм своих сыновей, нашла свое место в коллекции риддерского пенсионера.
Сталинград. Многострадальный и героический. Разрушенный, но не сдавшийся. На важнейшей для сталинградской битвы высоте расположен, пожалуй, самый масштабный мемориальный комплекс в честь победы советских солдат. И его частичку хранит у себя Анатолий Андреев.
«Центральная фигура Мамаева кургана — это монумент «Родина-мать зовет!». Это памятник 85 метров высотой. Пятидесятидвухметровая женщина, шагнувшая вперед с поднятым вверх мечом. Высота меча — 33 метра. Как нам рассказывал экскурсовод, после возведения монумента меч стал раскачиваться от ветра. Проблему решили, проделав отверстия в лезвии, тем самым снизив его парусность» — рассказывает Анатолий Константинович.
В одной из ячеек шкатулки лежит и не земля вовсе, а пористые камни. Словно поднятые с морского дна. Оказывается, так и есть. Они — часть фантастических одесских катакомб, самых длинных и сложных в мире. Это несколько видов вырубленных в ракушечнике полостей, тесно взаимосвязанных друг с другом. Как правило, образованы они как подземные каменоломни для добычи известняка. Но служили они не только для извлечения стройматериала. Здесь, предположительно, спасались от чумы местные жители в восемнадцатом веке. А во времена Великой Отечественной войны катакомбы были укрытием для партизан. Об этом написал в своем произведении Валентин Катаев. Борьба советских солдат против фашистов в одесских катакомбах детально перенесена на страницы эпопеи «Волны Черного моря».
С особенным интересом за увлечением Анатолия Андреева следил его отец. Фронтовик Константин Андреев сам побывал в месиве жестоких боев.
«Он воевал на Орловско-Курской дуге. Рассказывал, что во время боя невозможно было даже голову поднять — вокруг свистели пули, рвались снаряды. Отец служил в разведке. Ему и еще шестерым сослуживцам дали задание. Нужно было идти, а идти невозможно. От пуль укрылись за подбитым немецким танком. И как только отец начал подниматься, чтобы продолжить движение, рядом разорвался снаряд. Осколок попал в танк, отскочил и ранил отца в ногу» — вспоминает Анатолий Константинович.
Прошедший войну фронтовик с трепетом рассматривал землю, привезенную сыном из далеких мест. Почву, впитавшую кровь умиравших за свободу героев, их отчаянную веру в победу и надежду на возвращение домой. Уже почти пять десятилетий Анатолий Андреев хранит эту землю в самодельной шкатулке, но на самом деле этим он бережет священную память в сердцах людей. И так должно быть — ведь помнящий и сострадающий никогда не допустит повторения ужаса войны.