В этом году в международном фестивале RoboLand-2019 в Караганде участвуют более 300 команд из России, Казахстана, Узбекистана и Италии. Они соревнуются в 14 категориях.
Ежегодный фестиваль RoboLand-2019 - это крупнейшая площадка в Казахстане для детей и подростков, увлечённых новыми технологиями. В этом году он проходит в пятый раз.
«Мы стараемся ежегодно расширять количество номинаций. В этом году включили более сложные - по аквапонике, искусственному интеллекту, интернету вещей. Этот фестиваль также содействует развитию международных отношений, поскольку мы с каждым годом стараемся расширять географию участников. Я думаю, что эта площадка- хорошая возможность получить новый опыт и знания», — сказал заместитель акима Карагандинской области Асхат Аймагамбетов на открытии мероприятия.
В этом году на фестивале впервые представили категорию RoboLandfriendship. Она подразумевает работу в группах, объединяющих несколько команд. Роботы так же должны быть запрограммированы на совместную работу.
«Это многоуровневая категория. Работа строится примерно так: один робот перевозит груз на «склад», другой его транспортирует внутри «склада», третий робот забирает его и везет на «производство». Чтобы роботы работали как единая команда, участники должны сами уметь работать в команде», — поясняет главный судья фестиваля Максим Савельев.
Также в этом году впервые представили категорию, в которой выступали роботы VEX. Наборы для создания таких роботов состоят из перфорированных металлических деталей - профиля и пластин, пластиковых элементов передач (зубчатые колеса, шкивы и колёса и т.п.). Наборы VEX укомплектованы современными микроконтроллерами, сервомоторами и разнообразными датчиками.
«VEX - это очень популярный вид роботов, который используется в США и Китае. Он популярнее LEGO. Сейчас в Казахстане только начинают работать с VEX. До этого года я был единственным, кто работал с такими роботами в Казахстане. Сейчас все больше и больше людей понимают, что это очень хорошая образовательная робототехническая платформа, что у нее большой потенциал. Я думаю, что многие школы перейдут именно на них в ближайшие пару лет. Эти роботы умеют делать многие вещи: к примеру, в этом году они должны кидать шарики в установленные флажки, заезжать на платформы, передвигаться в пределах заданного поля», — рассказывает Том Ноа, преподаватель робототехники Назарбаев Интеллектуальной школы Алматы.
Задания в тех категориях, что представляют на фестивале из года в год, тоже усложнились. Это необходимо для того, чтобы участники, которые приезжают на соревнования не в первый раз, могли развиваться и осваивать новые технологии.
К примеру, восьмиклассницы из Костаная Диана Мельникова и Камилла Утегенова представили проект по аэрогидропонике. В специальном коробе, оснащённом лампой, нагревателем и пульверизатором, они выращивают клубнику. Часть ее корневой системы находится в воде, другая часть - в воздухе. Почва для такого метода выращивания не нужна.
«У нас есть процессор, который мы сами запрограммировали: задали частоту опрыскиваний, выставили температуру, которая постоянно поддерживается в ящике, где находится корневая система. Еще мы установили фотоэлемент, который реагирует на освещение. Когда становится темно, то автоматически включается подсветка. В будущем мы установим сюда приспособление для выхода в интернет, чтобы можно было управлять поливом и температурой, находясь, например, в отпуске или в гостях», — рассказывают участницы.
Для учеников младших классов организаторы подготовили творческие задания. К примеру, третьеклассницы из карагандинской школы №101 подготовили сразу трех роботов, которые изображают участников Олимпийских игр. Школьники из команды «Легион» (Кокшетау) подготовили шесть роботов, одетых в национальные мексиканские шляпы. Все они играют на ударных инструментах - школьники запрограммировали их на определенный ритм. По сценарию постановки школьники будут изображать фанатов, пытающихся пролезть на «сцену». Однако пробраться туда они не смогут - их будет отгонять робот-дирижер.
А вот команда старшеклассников из Италии на фестивале представит более сложного робота-друга. Он может помогать людям с ограниченными возможностями: распознавать эмоции, поддерживать диалог и приносить нужные вещи.
На фестивале работала выставка последних достижений отечественной робототехники. Здесь были представлены роботы-помощники, 3D-принтеры нового поколения и другое.
В рамках фестиваля 28 марта в Караганде прошёл круглый стол, на котором обсудили внедрение STEM-образования и использование робототехники в детских садах, школах и вузах. В нём участвовали преподаватель информатики из Екатеринбурга Максим Новиков, лауреат конкурса «Учитель года России -2018», и Сальваторе Кавалло, профессор физико-математического технического лицея в городе Пакино (Сицилия). Выступили представитель RoboCupJunior в России Евгений Шандаров из Томска, ректор Университета им. Сулеймана Демиреля Канат Кожахмет, президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники Владимир Туреханов и изобретатель Санжар Мырзагалым. Гостья из Алматы Тамара Стрельникова поделилась успешным опытом использования робототехники в реабилитации детей с нарушениями слуха.