«Черная полоса», – вздыхает дед Сергей. Ему 68 лет. Его семья – это 92-летняя мать. Больше никого… Только дед закончил капремонт старенького дома, вложив сбережения и заняв денег у банка. Буквально через неделю полыхнуло так, что еле живы остались, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Пожар случился ночью. Днем старики топили баню. Дед был уверен: печка к ночи в бане уже не горела, давно потухла. Семья спала, когда громким стуком разбудили соседи.
«Я подскочил, а передняя часть дома – две комнаты и кухня – уже огнем охвачена. Все в дыму. Темно, где входная дверь, ничего не видно. Подхватил мать на руки, и на ощупь на улицу», — рассказывает дед Сергей.
Его матери уже 92 года. Она плохо ходит, почти не слышит и не видит. Он передал ее, как ребенка, на руки соседям. И тут как ледяной водой окатило: в кухне, охваченной огнем, газовый баллон. Только заправил.
«Только б не рвануло, только б не рвануло. Господи, помоги», – забыв про больное колено, он быстро вернулся в дом.
Успел вынести. Подъехали пожарные, скорая. Огонь буквально за несколько минут уничтожил хозпостройки, углярку, крытый двор и половину дома. Сгорела крыша и двери, окна, мебель, бытовая техника...
Богдановы – мать и сын - старики, живущие на две небольшие пенсии. У деда Сергея есть сын, следы которого давным-давно затерялись где-то в России. Больше у стариков никого нет. В доме скромная обстановка. Старый сервант, маленький телевизор, диван, кровать да кресло. Мебель сгорела, но сервант выжил. Так и стоит сейчас одиноко в доме.
После пожара дед все ходил, прихрамывая, по черному от копоти двору и дому. Никак не мог в себя прийти. В глазах растерянность, на руках старая мать и несколько тысяч тенге в кармане.
«Лучше совсем бы дом сгорел, - вздыхал. - Вот что делать?»
Чайник соседи дали, времянку для подачи электроэнергии бросили, бабулю временно к себе взяли. Дед остался в доме: крыша открыта, входных дверей нет. Ночевал на улице, в своей старенькой «четверке». Его хватило на две ночи, потом увезла скорая. Сердце не выдержало, госпитализировали.
Старенькая мама вернулась в дом. Жила одна под присмотром соседей. Кормили, раз в день топили печь. Возраст такой, что уже без присмотра никак. На помощь пришли пусть не родные, но близкие люди: бывшая жена деда Мария Шостова, ее дочь Светлана и внучка Алена. Начали отмывать дом от копоти, бросили клич в социальных сетях: старикам нужна помощь. Неравнодушные жители Темиртау и Караганды привезли цемент и грунтовку, краску, теплые вещи, одеяла и подушки, пледы и постельное белье. И продукты, потому что весь съестной запас у стариков сгорел вместе с кухней.Приезжали, заходили в открытый дом, пытались разговаривать с 92-летней бабой Настей. Ужасались: «Как же бабушка одна, такая старенькая!».Она все плакала, напуганная случившимся: «Огонь, огонь»…
Такой мы ее и застали: спала в сапогах под несколькими одеялами в холодном доме с открытой крышей. Испачканная в копоти, с перевязанной головой: упала, ударилась. Вовремя помогли медики. В центральной больнице Темиртау есть отделение сестринского ухода для пожилых людей. Бабу Настю без лишней волокиты забрали в это отделение.
«Вы знаете, она удивительная, — рассказывает Нина Переседова, врач-геронтолог. — Она настолько благодарная! Это редкость в таком возрасте. Первое время плакала, домой просилась. Все переживала: дом открыт, пожар… Но мы ей говорили: дом не открыт, там ремонт. Потихоньку привыкает».
В отделении тепло, светло и чисто. Баба Настя разговаривает с соседками по палате, иногда гуляет по коридору, хорошо кушает и постоянно под присмотром медиков.
«Так иногда сердце заходится от страха, — рассказывает она. — Все пожар снится, аж кричу во сне. А днем полегче, не так тревожно. Погуляю по коридору и успокаиваюсь. Здесь так ухаживают и разговаривают со мной, я так благодарна, тепло и кормят вкусно».
К тому времени вернулся из больницы похудевший и ослабевший дед.
«Я вообще руки опустил. Хоть в петлю лезь, честное слово. Мужик не плачет, но слезы текут и текут. И ведь только ремонт сделал, и все сгорело, — говорит старик. — А потом люди начали помогать. Совершенно незнакомые, чужие люди, представляете?»
Один из бизнесменов Темиртау отгрузил кровельное железо для крыши, депутат этого района Фарух Курбатов помог старикам материально, кто-то привез ковер на пол, кто-то шторы…
«Я заказала новую мебель, а старый гарнитур хотела продать. Но тут увидела в социальных сетях пост о помощи одиноким старикам. Поняла: отдам, им действительно нужно, — говорит Александра Функ, жительница Темиртау. — Пожар – это беда. Как тут остаться равнодушной? Когда отвезли им мебель, так на душе легко стало».
Соседи помогли деду покрыть крышу за минимальную плату. Установили двери, застеклили окна. Побелили в комнатах потолки и стены, покрыли обгоревшие стены и потолки свежей штукатуркой. Еще не заделан фронтон крыши. Но дед уже купил доски и надеется, что соседи помогут с работой.
Не осталась в стороне от беды стариков и темиртауская власть. Ежегодно в бюджете города предусматриваются средства на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Дед не знал об этом, подсказали, обратился с заявлением, собрал пакет необходимых документов. Комиссия приняла положительное решение. 100 МРП поступят на счет деда уже в ноябре.
«Всю жизнь прожил, никогда с таким не сталкивался и не встречал, чтобы столько чужих людей помогали. Если бы не они, точно наложил бы на себя руки», — говорит Сергей Богданов.
Наталья Вернадская