В 2016 году в судебной системе Казахстана произошли кардинальные перемены: был реализован переход на трехступенчатую систему, вступил в силу новый гражданский процессуальный кодекс, значительные реформы затронули состав и работу Судебного жюри, и ряд других изменений. «Особняком» среди указанных нововведений стоят изменения в кадровой политике судебной системы, поскольку они затрагивают лиц, осуществляющих правосудие – судей. Эти изменения достаточно адресные. Они в полном объеме направлены на улучшение квалификации судей. Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», который устанавливал требования к получению должности судьи, был принят около шестнадцати лет назад, что является достаточно солидным «возрастом» для казахстанского нормативного правового акта. В целом, до 2016 года требования, предъявляемые к судьям, были установлены следующие:
Эти требования позволяли стать судьями даже обычным офисным клеркам – юристам, не имеющим опыта судебных разбирательств. Бывали случаи, когда новоиспеченные судьи «терялись» при рассмотрении дел, когда в спорах между сторонами на первый план выходили человеческие эмоции. Судья, будучи беспристрастным должен соблюдать букву закона, невзирая на слезы и взывания к «справедливости». Не все бывшие офисные юристы готовы к таким судейским будням. Прибавьте сюда ежегодный рост рассматриваемых судами дел при сохранении численности судей. В результате, несмотря на желанный статус судьи среди «вершителей судеб» стала повышаться текучка, особенно среди молодежи. Изменения, вступившие в силу в 2016 году, были приняты с целью решения возникшей проблемы.
Можно выделить следующие изменения в требованиях, предъявляемых к судьям:
Отныне, для того чтобы стать судьей необходимо уже не менее пяти лет опыта работы в судебной сфере (секретарь судебного заседания, консультант (помощник) суда, прокурор, адвокат), либо не менее десяти лет стажа работы по иной юридической профессии.
Кандидаты с опытом работы судебных разбирательств легче адаптируются к эмоциональному давлению спорящих сторон. Как показала практика, наиболее успешными судьями становятся бывшие секретари и помощники судьи, которые каждый день видят своими глазами судебные заседания и повседневную работу судьи.
Следующим по важности изменением является прохождение оплачиваемой стажировки с обязательным отрывом от основного места работы. Важность практического опыта в период обучения нельзя переоценить. Размер оклада в период прохождения стажировки составляет 70% от должностного оклада судьи районного (и приравненного к нему) суда, что позволяет сосредоточиться именно на ознакомлении с деятельностью суда без необходимости осуществления иной трудовой деятельности, как было ранее. Прохождение стажировки осуществляется в рамках Типовой программы, которая охватывает все сферы деятельности суда: от работы канцелярии и архивной работы до самостоятельной подготовки судебных актов. Такая стажировка позволяет кандидату в полной мере понять все или, по крайней мере, большую часть тонкостей работы судьи, что также благоприятно скажется на адаптации новых судей.
Важным новшеством стало обязательное прохождение полиграфологического исследования (в народе – «детектор лжи»), а также дополнение экзамена психологическим тестом. В ходе исследования задаются различные вопросы с целью выявления у кандидата противоправных намерений, скрытых расстройств поведения, зависимостей, сокрытия предоставляемых сведений (включая данные о доходе), фактов ранее совершенных фактов коррупции и т.п. С одной стороны такой подход к экзаменам позволит в максимальной степени исключить допуск к осуществлению правосудия «нечистоплотных» кандидатов, с другой –положительную оценку получат психологически подготовленные кадры. Что не маловажно проверка на детекторе лжи проводится в КНБ РК (поместно).
Данные изменения положительно восприняты общественностью и известными юристами. Понимая, что любая система может дать сбой, на этот счет в новой кадровой политике предусмотрен «предохранитель». Так по итогам первого года работы судьей, судьи должны пройти оценивание в судебном жюри и в последующем каждые пять лет переподтверждать соответствие требованиям.
Новая кадровая политика фактически начала функционировать только в этом году и о результатах рассмотренных изменений в полной мере можно будет говорить только через несколько лет. Но даже сейчас можно сделать вывод, что в кадровой политике судебной системы прошли положительные сдвиги, которые, как ожидается, помогут исключить возникновение негативных инцидентов с участием судей и повысить качество кадров судейского корпуса.