Прочность асфальтово-бетонных покрытий дорог при любых погодных условиях проверяет ученый Багдат Телтаев из Алматы, передает 24Хабар.
Одной из причин разрушения дорожного полотна он называет суровый климат, особенно на севере страны. Ученый узнал, с какой периодичностью появляются трещины, и как этого избежать. Около 15 лет ученый Багдат Телтаев изучал асфальтово-бетонные покрытия дорог и искал причины появления на них трещин.
Он пришел к выводу, что главная причина разрушения дорожного полотна - это низкое температурное растрескивание. Такое явление часто встречается в северных регионах с холодным климатом. Телтаев установил их закономерность, каким образом появляются трещины и как они увеличиваются. Проверка дороги проводится при помощи современной техники, установленной на машине, и делается это прямо на ходу.
«С его помощью можно в момент появления мельчайших деструкций дорожного покрытия фиксировать, а потом проводить диагностику состояния дорог. Посмотреть динамику развития и сразу найти причину появления этих деструкций и тут же назначить рецепт для лечения»,— рассказывает автор научного открытия, президент АО «Каздорнии»Багдат Телтаев.
Специалисты Каздорнии словно на скорой помощи выезжают к пациенту на специальном авто. Он оборудован лазерами, которые с высокой точностью сообщают о малейших погрешностях на дороге. Камеры с высоким разрешением одновременно ведут фотосъемку дорожного полотна, и эта информация затем тщательно анализируется. В прошлом году, таким образом, уже исследовали автокоридор Западная Европа – Западный Китай. А в этом году в северных регионах продиагностировали более 1000 км дорог.
«По заказу комитета автодорог наш институт в последующие два года планирует продиагностировать свыше 4-х тысяч км дорог»,— добави Телтаев.
В зависимости от региона и климатических условий назначается соответствующее «лечение», например, добавить в асфальт больше битума. Всего в Казахстане около 25 тысяч километров автодорог и специалисты «Каздорнии» планируют проверить их все.