Искусство проектировать и строить здания высоко ценится в современном мире. Эта сфера напрямую влияет на развитие экономики каждой страны, поэтому образованию архитекторов уделяется большое внимание. Важно отметить, что раньше в работе со зданиями все чертежи делались специалистами от руки. Теперь же многие процессы перешли на цифровой формат. К примеру, появились графические планшеты, которые позволяют не просто чертить и рисовать, а создавать объемные изображения. Во всем мире довольно активно идет процесс внедрения цифровых технологий в архитекторскую среду, да и в целом столь важная сфера требует постоянных совершенствований, чтобы не отставать от потребностей человечества.
«UNStudio» международная архитектурная компания, на своем примере показывает, как использование цифровых технологий, могут обогатить современную архитектуру. Так, ими была создана, так называемая, «кулинарная книга для зданий». В ней описаны ценные советы по созданию цифровых зданий и дизайнов будущего. Руководитель международной архитектурной компании рассказал о том, зачем она нужна и как избежать дизайнерского хаоса.
Представьте, что вы управляете архитектурной фирмой с офисами на трех разных континентах, в которых работают люди из 27 стран и проектируют для клиентов более чем в 30 государствах.
Как вы можете быть уверены, что здания, разрабатываемые вами, в полной мере олицетворяют вашу компанию? UNStudio придумала «кулинарную книгу» для своих архитекторов.
Разработка по рецептам
«UNStudio» (VanBerkelen Bos Architectenbureau) - это голландская архитектурная фирма с офисами в Амстердаме, Франкфурте, Шанхае, Гонконге. В скором времени будет открыт офис в Нью-Йорке.
Компания основана в 1988 году Беном ванБеркелем и Кэролайн Бос. Они специализируются на архитектуре, градостроительстве и инфраструктурных проектах,над которыми в настоящее время работают 250 человек. 80% из них – архитекторы.
По словам Бена ванБеркеля, основателя и главного архитектора «UNStudio», изначально компания решила работать с «инструментами дизайна», чтобы ее архитекторы не использовали нестандартные конструкции в своих зданиях.
Именно потому, что у компании есть прогрессивное дизайнерское видение, им нужен был какой-то справочник для предотвращения полного хаоса. Таким образом, «UNStudio» разработали 11 «инструментов дизайна» или «рецептов», как их предпочитает называть ванБеркель, которые могут использовать сотрудники в своем творческом процессе.
Руководство по применениюинструментовпредставленына 400страницах.
«Эти инструменты являются отправной точкой всех наших разработок», - продолжает Ван Беркель. –«Какие из них мы выбираем, зависит от проекта, но мы обычно используем два или три на проект».
Один дизайн - три здания
В названии«рецептов» использовались достаточно общие фразы, такие как «BridgedScales», «TheLightMonolithic» и «TheTwist».
Последний – скульптурный структурный элемент, выражающий движение. Он выглядит как спираль и использовался во многих проектах «UNStudio». Это Центральный вокзал Арнема в Нидерландах, австрийский Музыкальный театр в Граце и МузейMercedes-Benz в Штутгарте.
Как и все инструменты дизайна,«TheTwist» разработан для того, чтобы помочь зданиям как можно мягче переносить процесс старения. Достигается данная идея за счет включения открытого пространства без колонн в комнате, где расположен элемент. Это позволяет будущим архитекторам использовать открытое пространство для чего-то нового, в отличие от необходимости сносить все здание, когда оно устареет.
Инициалы «UN» означают «Объединенную сеть», что указывает на совместный характер компании. В «UNStudio» работают люди из 27 разных стран с различным техническим и творческим опытом. Культура компании включает в себя возможность участвовать в творческом процессе, как старшему поколению, так и стажерам.
Благодаря рецепту «KnowledgeMatters» Ван Беркель может не контролировать творческий процесс все время, а дать своей команде нужные для работы инструменты и позволить им действовать.
«Двадцать лет назад ведущий архитектор делал эскиз и рассказывал своим сотрудникам как с ним работать. Теперь архитектор дает тему для размышлений о том, где и как может развиваться дизайн. Я не должен быть единственным, кто принимает участие в дизайне», - пояснил Ван Беркель.
Прекращение традиций
Предотвращение случайности не было единственной причиной, по которой UNStudio решила работать с инструментами проектирования.
Ван Беркель объясняет, что здания стали менее жесткими по форме, чем раньше. «В прошлом такие здания как вокзалы, офисы и многоэтажные квартиры имели очень четкие формы и индивидуальность - то, что архитекторы называют типологией зданий».
Но все меняется и теперь традиционные формы больше не пользуются большим спросом. «Мы можем представить проекты, которые радикально отличаются. Следование «инструментам дизайна» позволяет легко выйти за рамки традиционных форм», - говорит Ван Беркель.
Самое главное«рецепты» должны помочь создавать новые здания, которые пройдутиспытание временем.
Стоит понимать: то, что сегодня считается нетрадиционным, может стать чем-то привычным через несколько лет. Учитывая, что на строительство здания может уйти до 20 лет, как это было в случае с железнодорожной станцией в Арнеме, очень важно спроектировать то, что будет ориентировано на будущее. «Инструменты дизайна помогают миру понять, как он будет выглядеть в будущем», - рассказывает Ван Беркель.
Мода против вечности
Это интересная философия дизайна. Во времена постоянно меняющихся тенденций, особенно в таких областях, как графический дизайн и дизайн одежды, есть что-то особенное в создании чего-то вне времени, вечного. «Даже когда вы работаете с постоянно меняющимися тенденциями, необходимо подумать о том, как ваш дизайн может оставаться инновационным как можно дольше», - добавляет Ван Беркель.
Прежде чем закончить беседу с Ван Беркелем, я хотел узнать: все ли здания, спроектированные «UNSudio», выглядят одинаково, потому что основаны на одной «кулинарной книге»? По словам Ван Беркеля, это не так. Хотя «UNStudio», безусловно, имеет свой собственный стиль, сходства между зданиями не так очевидны.
«Возьмем, к примеру, железнодорожную станцию в Арнемес«TheTwist». Мы используем эту спиральную конструкцию в пяти различных проектах. Как только вы это узнаете, вы сможете обнаружить сходство, но с начала вам нужно открыть эти элементы. Этот фактор делает дизайн еще более интересным».