Диана Самыратбек из Алматы приехала в Америку в 15 лет по программе FLEX, которая позволяет школьникам со всего мира целый год учиться в США и жить в принимающей семье совершенно бесплатно. О жизни в американской семье, местных подростках, а также о том, почему американцы не трут все до блеска, Диана рассказала корреспонденту ИА «NewTimes.kz».
По словам Дианы, мама сразу поддержала ее, а отец сначала не хотел отпускать дочь, поскольку «не совсем любит эту страну».
До последнего школьница не осознавала, что ее ждет вдали от семьи. Только в аэропорту она задумалась: «А вдруг я не понравлюсь новой семье». Но все сомнения улетучились, как только она встретилась с принимающей семьей.
«Они ждали меня с постерами, что было очень мило. Телефон хостки был подключен к видеозвонку с моей мамой, координаторши — с хост-папой, который был на работе. По дороге мы болтали о Казахстане и о том, что я хочу попробовать в США», — вспоминает собеседница.
Первые дни в Америке проходили очень насыщенно: Диане периодически приходилось выходить из зоны комфорта и знакомиться со «всей родней принимающей семьи — дядями и тетями».
«Я просто натягивала улыбку, так и прошел период адаптации», — говорит Диана.
Но с принимающей семьей отношения не сложились.
«Сначала было хорошо: они за меня платили, тратили достаточно много денег. Но отношения не заладились. Примерно через 6 месяцев я попросила координатора сменить мне семью. Все потому, что моя принимающая мама не могла справиться со своими эмоциями. У нее были работа и трое детей. Периодически ее нервозность выливалась и на меня, а мне не хотелось быть обузой, на которой срывают злость, когда я не виновата», — вспоминает казахстанка.
Диана отмечает, что сначала ей было неловко сказать о том, что не нравится. Терпение лопнуло, когда младшая дочь принимающей семьи начала манипулировать ею и даже оскорблять.
«Младшая сестренка была настоящим шилом в заднице. А подход американских родителей был таким, мол, пусть набьет шишки и потом сама поймет. Дочь при этом манипулировала ими, как хотела. Истерики закатывала, даже рвоту вызывала. В один день я просто не выдержала, решив, что больше так не будет продолжаться. Я не хочу терпеть, чтобы вернуться в Казахстан с чувством, дескать, какая я молодец, что все это вытерпела. Наоборот, хочется приехать с чувством, что мой год был полон прекрасных приключений», — рассуждает Диана.
Сейчас у нее новая американская семья. Она живет с родителями, которым по 65 лет: их дочери уже взрослые и самостоятельные.
«Отец работает пастырем в церкви, при этом я сама по себе атеистка. Моя хост-семья об этом знает. И, тем не менее, каждое воскресенье мы вместе
ходим в церковь. Меня никто не заставляет, я хожу по своему желанию», — говорит школьница.
Диана рассказывает, что ее одноклассники сначала были шокированы тем, что она знает русский язык. Периодически они просят ее перевести что-нибудь.
«Я часто слышу, как мои одноклассники говорят о России, они верят во всякие слухи. Например, что Путин запретил мемы только из-за того, что о нем пошутили в Америке. Я даже не стала никому ничего доказывать, ведь это глупость — верить в такое», — отмечает казахстанка.
Тем не менее, школьнице нравится общаться с американцами. Она даже запустила блог, в котором размещает интервью с американскими сверстниками. Вот отрывок одной беседы:
Диана: Расскажи о самой странной вещи во мне. — Ты из Казахстана.
Диана: Ты был в других странах? — Нет, но был в разных штатах. Диана: Тебе хотелось бы переехать? — Нет. То есть да, но я не хочу учить язык. ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀ ⠀ ⠀⠀-
Диана: Так и не нужно, на английском говорят многие. — Да, но я хочу переехать в Германию, а немецкий мне не нравится. Диана: За что ты благодарен Америке? — Ни за что, Америка мне ничего не дала.
По словам Дианы, американские подростки по образу мышления взрослее сверстников из Казахстана. Они с раннего возраста работают и думают, куда поступать. По наблюдениям казахстанки, еще американцы свободны во всем: в общении, стиле, образе жизни и сексуальной ориентации. Как заметила собеседница, разница бросается в глаза, когда приходишь к кому-нибудь в гости.
«Они не трут все до блеска, не накрывают стол, как в пятизвездочном отеле, а все потому, что приходят не поесть, а пообщаться», — уверяет школьница.
А потом добавляет: «Это у нас в Казахстане любят понтоваться. Считается, что казах без понтов — беспонтовый казах».
В Америке, по словам Дианы, «все гораздо проще» — люди либо скажут комплимент, либо промолчат.
«Две девочки подошли ко мне и сказали, что я красивая. Одна 9-классница не соглашалась уходить домой, пока не доведет меня до нужного мне кабинета. Канцлер возилась со мной, как с родным ребенком. Не знаю, что будет потом, но уже сейчас за многие вещи я благодарна этой стране и этим людям», — говорит собеседница.
Тем не менее, совсем скоро Диана вернется в Казахстан. Она призналась, что не хотела бы жить в США, так как «привыкла к менталитету СНГ». Чего не исключает юная казахстанка — возможность работать в Америке. Если такое предложение появится, она не откажется.
Зульфия Раисова
Фото из личного архива Дианы Самыратбек