Татьяна Зинович из Алматы рассказала, как попытка оплатить пенсионные взносы в качестве самозанятой разозлила ее и заставила потратить массу времени и нервов, передает ИА «NewTimes.kz».
Текст под названием «ВСЕМ САМОЗАНЯТЫМ И НЕ ОЧЕНЬ ПОСВЯЩАЕТСЯ! Пост длинный, но важный!» Татьяна Зинович опубликовала на своей странице. Редакция NT приводит текст полностью и без изменений.
«Как многие из вас знают, слышали или не слышали, с середины июля этого года физические лица, оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), обязаны самостоятельно уплачивать обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в свою пользу. ОПВ перечисляются в «Государственная корпорация «Правительство для граждан» не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем получения доходов или ежемесячно, в размере 10% от полученного дохода по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% от 75-ти МРЗП. ОПВ уплачиваются в «Государственная корпорация «Правительство для граждан» наличными деньгами через банк для их последующего перечисления в AO ЕНПФ.
Но это все в теории! А что же на практике? В августе этого года я получила прибыль по трем договорам ГПХ. Как законопослушный гражданин, заботящийся о своей пенсии, я решила уплатить ОПВ. Не обнаружив сервиса онлайн оплаты в Хоумбанке, я позвонила в ЕНПФ, где мне подтвердили, что оплатить онлайн свои ОПВ вы не можете. Только топать ножками в банк и вносить наличные! Давно ли я была в банке? Ну, может лет пять назад. С момента начала активного пользования Хоумбанком я перестала посещать финансовые заведения, и кассовые операции забылись, как страшный сон. Только онлайн!
В AO ЕНПФ меня заверили, что процедура проста и быстра. 25 сентября я посетила отделение АО «Народный банк Казахстана», наивно полагая, что быстро решу утомительный вопрос по переводу собственных ОПВ. Но тут выяснилось, что ни один кассир (а их было трое + один менеджер) не знают, как проводить такие операции. То есть перечислить ОПВ возможно, такую услугу они оказывают, но что делать с такими, как мы — ГПХашниками — они не знают. Как и не понимают, что такое ГПХ. Мы с кассиром и менеджером долго гадали, что же написать в назначении платежа: номер моего договора с AO ЕНПФ или номера договоров ГПХ, и за какой месяц этот перевод. Второй вопрос на засыпку: платить общей суммой, экономя на платежках, или по каждому договору отдельно?
Но тут выяснилось, что ни один кассир (а их было трое + один менеджер) не знают, как проводить такие операции.
Специалисты банка позвонили бухгалтеру отделения, но и она ничего не знала. Менеджер сказала, что обычно, если принимают новые законы, которые связаны с их деятельностью, их инструктируют в отношении специфики кассовых операций, но не в этот раз. Никакого инструктажа они не получали! Я была первая, кто обратился с таким вопросом.
Дозвониться в ЕНПФ по телефону 1418 невозможно напрямую, ты можешь заказать обратный звонок, но как скоро они с тобой свяжутся — выяснять в кассе как-то не хотелось. Тогда я рискнула позвонить онлайн через сайт. Попытка прошла успешно. Но ответить на мои вопросы специалист колл-центра не смог. Как выяснилось, они понятия не имеют, как проводить эти платежи через банк. Единственное, что они точно знают, что платить надо ЧЕРЕЗ БАНК. Все мои вопросы они адресовали министерству труда и соцзащиты, которое якобы разработало некую инструкцию по оплате ОПВ самозанятыми. И как вишенка на торте: «Мы только принимаем Ваши деньги! И все!».
Все мои вопросы они адресовали министерству труда и соцзащиты.
Попытка дозвониться на 1414 — единый контакт-центр «Государственная корпорация «Правительство для граждан» — длилась 30 минут. При этом я не висела на телефоне, дожидаясь ответа. Нет! Сначала автоответчик заставлял жать, когда операторы освободятся, и через минуту сбрасывал звонок, перед этим сообщив, что я могу позвонить позднее. И так не менее 30 попыток. Все это время я стою в кассе. Я была безмерно благодарна техническому прогрессу и банку за электронную очередь. Люди перенаправлялись в соседние кассы, а я стояла спокойно, не переживая, что за мной стоит очередь нетерпеливых и уставших людей. Наконец, меня соединили с оператором, который сообщила, что ВЕРОЯТНО будет правильно в назначении платежа указать все-таки номер ГПХ и месяц, за который я плачу. Кроме того, мне было рекомендовано сделать отдельный платеж по каждому договору во избежание последующих недоразумений.
Вы спросите, почему я с упорством маньяка все это выясняла? Да потому что, если неверно указать назначение платежа, деньги ЕНПФ может не принять, и они обратно вернутся в банк, где я смогу получить их обратно, но уже без уплаченной комиссии банка, которая без малого в АО «Народный банк Казахстана» составляет 650 тенге за 1 платежку. Как вы понимаете, мне пришлось сделать три платежа согласно рекомендации оператора «Государственная корпорация «Правительство для граждан». И мой карман оскудел на 1950 тенге. Банк я покинула спустя 1,5 часа.
И мой карман оскудел на 1950 тенге. Банк я покинула спустя 1,5 часа.
И еще один важный момент. Оплатить в кассе АО «Народный банк Казахстана» картой нельзя. ТОЛЬКО НАЛИЧНЫЕ! То есть терминал у них есть, но НЕЛЬЗЯ!
В связи с моими приключениями возникли следующие вопросы:
1. Почему государство, придумывая новшества, не придумывает, как сделать их реализацию для граждан максимально комфортной? Почему юридические лица и ИП могут проводить ОПВ через онлайн банкинг, а физические лица — нет? И это при том, что делать это придется довольно часто! Почему за то, что придумало правительство, я должна платить по 650 тенге за платежку?
2. Почему в АО «Народный банк Казахстана» специалисты не уведомлены о новом виде платежа, с которым им придется сталкиваться все чаще? И это притом, что с момента вступления этой нормы в силу прошло уже 72 дня?! Я потеряла 1,5 часа рабочего времени, потому что сотрудники банка не были готовы провести банальную кассовую операцию. И почему такие расценки? Почему лист бумаги стоит 650 тенге? Почему в кассе нельзя оплатить картой?
3. Почему такая сложная система дозвона в колл-центр ЕНПФ? Почему специалисты колл-центра не могут дать ответы на вопросы, непосредственно касающиеся ОПВ?
4. Почему в контакт-центр «Государственная корпорация «Правительство для граждан» дозваниваться приходится по 30 минут?
И последнее! Бодрые отписки о том, что у упомянутых мною организаций все работает как часы, мне не надо! Я хочу знать, что ЕНПФ, АО «Народный банк Казахстана» и «Государственная корпорация «Правительство для граждан» готовы сделать, чтобы налогоплательщикам и вашим клиентам было комфортно делать ТО, что они теперь обязаны делать по закону!».