За первые шесть месяцев текущего года промышленные предприятия внесли в казну государства 352,8 миллиарда тенге и это отнюдь не налоговые выплаты, а оплата штрафов за нарушение экологических законодательств. Как в Казахстане проводится мониторинг исполнения экологического кодекса, промышленными предприятиями читайте в материале ИА «NewTimes.kz».
Класс опасности загрязняющих веществ – условная величина вредного воздействия, которая устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Таким образом, в атмосферу воздуха должны выбрасываться химические вещества, которые не превышают предельно допустимую норму концентрация химических элементов и их соединений в воздухе, которая не вызывает негативных последствий у живых организмов.
Преде́льно допусти́мая концентра́ция вредных веществ в атмосферном воздухе бывает разная. Максимальная разовая предельно допустимая концентрация — не должна влиять на живые организмы в течение 20–30 минут. Предельно допустимая среднесуточная концентрация — не должна оказывать отрицательного воздействия на живые организмы в течение неопределенно долгого времени.
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности. Для каждого класса опасности установлена своя ПДК. Выделяют следующие классы опасности веществ в атмосферном воздухе: вещества чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м3); вещества высокоопасные (ПДК 0,1–1 мг/м3); вещества умеренно опасные (ПДК 1,1–10 мг/м3); вещества малоопасные (ПДК более 10 мг/м3).
Также существует классификация вредных веществ по эффекту воздействия на живой организм. При этом некоторые вещества относятся сразу к нескольким классам:
Общетоксические — вещества, вызывающие отравление организма в целом. При их воздействии наблюдаются судороги, расстройства нервной системы, паралич.
Раздражающие — вещества, поражающие кожу, слизистую оболочку дыхательных путей, легких, глаз, носоглотки. Длительное воздействие приводит к нарушениям дыхания, интоксикации и летальному исходу.
Сенсибилизаторы v химикаты, вызывающие аллергическую реакцию.
Канцерогены — одна из самых опасных групп веществ, провоцирующая возникновение онкологических заболеваний.
Мутагены — вещества, изменяющие генотип человека. Они снижают сопротивляемость организма к заболеваниям, вызывают раннее старение и могут сказаться на здоровье потомства.
Влияющие на репродуктивное здоровье – вещества, вызывающие отклонения в развитии у потомства (необязательно в первом поколении).
По информации министерства энергетики РК основные эмиссии, или выплаты за вредные выбросы в окружающую среду осуществляют промышленные предприятия (металлургии, нефтегазодобычи, теплоэнергетики, горнодобычи) на долю которых приходится 80-85 % всех эмиссии, также значительную долю составляет транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. В 2017 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составили 2357,8 тысяч тонн. Из общего объема выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ 79,8% составили газообразные и жидкие вещества, остальные 20,2% составляют твердые вещества. В 2017 году предприятиями и индивидуальными предпринимателями республики уловлено и обезврежено 92,3% загрязняющих веществ из общего количества загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения. Основными загрязняющими атмосферный воздух веществами являются: твердые частицы (пыль и зола), диоксид серы, оксиды азота, оксиды углерода, летучие органические соединения, аммиак, сероводород и другие.
Согласно требованиям экологического законодательства, природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, при этом планы природоохранных мероприятий являются неотъемлемой частью разрешений, в которых предусмотрены меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В случаях неисполнения требований Плана природоохранных мероприятий и условий разрешений природопользователи привлекаются к установленной законодательством Республики Казахстан ответственности. За невыполнение и нарушение норм экологического законодательства, в том числе за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Комитетом экологического регулирования и контроля министерства выдаются предписания об устранении нарушений норм законодательства, применяются административные меры взыскания в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях», а также предъявляются претензии о возмещении ущерба окружающей среде при его установлении.
Контроль деятельности предприятий в области охраны окружающей среды регулируется Предпринимательским кодексом РК и осуществляется в виде профилактического контроля с посещением и проверок. Также ведется работа по внедрению автоматизированного контроля на источниках с передачей данных в режиме on-line.
Согласно информации, опубликованной на сайте комитета экологического регулирования и контроля МЭ РК за шесть месяцев текущего года количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению экологического законодательства — 835 проверок. В ходе контроля было выявлено 1876 нарушений экологического законодательства, выдано 1312 предписаний. А вот административных штрафов было наложено 1951 на общую сумму 787,3 миллиарда тенге, оплачено 1500 административных штрафов на общую сумму 352,8 миллиарда тенге.
За отчетный период в доход государства принудительно взысканы переходящие с прошлого года 91 административных штрафа на общую сумму 43 миллиарда тенге. Стоит отметить, что за весь 2017 год в доход государства взыскано немного меньше, чем за полгода 2018 — 1591 административный штраф на общую сумму 395, 9 миллиарда тенге.
За отчетный период выдано 438 предписаний с требованиями по возмещению вреда причиненного окружающей среде на общую сумму 2 759 391,950 млрд. тенге, из них взыскано 359 требований на сумму 954, 4 миллиарда. тенге. Кроме того, взысканы переходящие с 2016 года 47 требований на общую сумму 278 480,549 млн. тенге. Всего за 2017 год в доход государства взыскано 406 требований по возмещению ущерба на сумму 1 232 910,001 млрд. тенге. Направлено 64 материалов в суд, о приостановлении хозяйственной деятельности, а это значит, что не каждый владелец промышленного предприятия был согласен с предписанием, из них удовлетворено решением суда 43. Не взысканные в добровольном порядке административные штрафы и требования своевременно направляются в судебные органы для принудительного взыскания.
«За I полугодие 2018 года лабораториями проведено 1915 проверок, отобрано 24935 проб, выполнено 65271 определений. В результате указанных проверок выявлено 4834 фактов превышения нормативов качества окружающей среды, наложено 318 штрафов на общую сумму 121,6 млн. тенге и предъявлено 195 претензий по возмещению ущерба окружающей среде на общую сумму 198,8 млн. тенге. За отчетный период государственными экологическими инспекторами проведены 835 проверок (выброчный — 240, внеплановая — 595), специалистами лаборатории осуществлены 638 проверок (выброчный — 203, внеплановая — 465), так взаимодействие лабораторий в инспекционных проверках предприятий составило 76,4 процента», — отмечено на сайте Комитета экологического регулирования и контроля МЭ РК.
Так, согласно результатам анализа можно отметить, что наименьший процент привлечения лабораторий в инспекционных проверках составляют департаменты экологии по Мангистауской и по городу Астана (40%), а департамент экологии по Павлодарской области всего лишь 5%. Из 77 проверок лаборатория участвовала только 4 проверкам. Получается, что, инспекция Департамента экологии по Павлодарской области проверяет предприятия без участья лаборатории.
Кроме того, по данным РГП «Казгидромет» за отчетный период поступило 2259 случаев высоких загрязнений (ВЗ) и 171 случай экстремально высоких загрязнений (ЭВЗ). Из них 2034 ВЗ и 145 ЭВЗ по атмосферному воздуху. По водным объектам 251 ВЗ и ЭВЗ. По представленным ВЗ и ЭВЗ Департаментами организованы и проведены 14 внеплановые проверки только на 8 предприятиях. К административной ответственности привлечено 3 предприятий и наложены штрафы на сумму 1408 тыс. тенге, а ущерб на 128 тыс. тенге. Оценка и обработка собранных данных по атмосферному воздуху показала, что наибольшее количество показаний, превышающие допустимые концентрации по сероводороду на станциях мониторинга, выявлены по Усть-Каменогорску (1594) и по Атырау (460). Департаментами проводились инструментальные замеры на границе санитарно-защитной зоны предприятий, однако в большинство случаях высокие концентрации по сероводороду на СЗЗ не подтверждались. При проведении замеров лабораториями Департаментов зачастую выявляется разница между показаниями Казгидромет.
За первое полугодие 2018 года в департамент экологии по Атырауской области от «Казгидромет» поступило 460 случаев по высокому загрязнению и экстремально высоким загрязнениям атмосферного воздуха города Атырау по сероводороду. Превышение содержания сероводорода в атмосферном воздухе достигало до 133 предельно допустимой концентрации. Департаментом по 7 предприятиям началась проверка.
При этом, часть информации «Казгидромет» о высоких загрязнениях и экстремально высоких загрязнениях устанавливается по результатам «исторических загрязнений» и естественных фоновых загрязнений, так например, основные причины высокого загрязнения водных объектов по Акмолинской области природного характера, обусловлены сложившимся природным фоном данных водоемов. Загрязнение поверхностных и подземных вод бором реки Илек в Актюбинской области также признано историческим. В основном, по этой причине, сохраняется превышение ПДК по меди, марганцу и так далее в реках рыбохозяйственного значения. К примеру, по водным объектам поступивших из 251 ВЗ и ЭВЗ являются - 16 исторических и 135 природного характера.
Для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов в зависимости от степени загрязнения и других факторов принимаются наиболее эффективные инженерные, организационно-технические и технологические мероприятия.
На сегодняшний день, Экологическим кодексом РК предусмотрен перечень природоохранных мероприятий, который рекомендован и используется природопользователями для предотвращения и снижения уровня загрязняющих веществ в окружающую среду. Государством уровень загрязняющих веществ также регулируется путем установления нормативов и выдачи разрешительных документов. Вместе с тем, Казахстан в настоящее время предпринимает значительные шаги по переходу к более устойчивой модели развития. Важнейшим стратегическим документом страны является «Стратегия «Казахстан-2050». В рамках Стратегии «Казахстан-2050» поставлена новая стратегическая цель: к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. В частности, в Стратегии «Казахстан-2050» делается акцент на развитие экологически чистого производства. Основные показатели развитости демонстрируют государства - участники Организации экономического сотрудничества и развития (далее —ОЭСР), поэтому индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики, это и есть базовые ориентиры для Казахстана на пути к вхождению страны в число 30 развитых государств планеты. Приближение к стандартам стран ОЭСР в области охраны окружающей среды предусматривается внедрением наилучших доступных технологий, способствующих улучшению состояния окружающей среды, посредством предотвращения (минимизации) образования загрязняющих веществ, и контролем источников загрязнения.
К сожалению, в соответствии со статьей 28 Предпринимательского кодекса РК государственные органы и их должностные лица без согласия субъекта предпринимательства не вправе распространять или использовать ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию. В связи с этим, министерство не может предоставить полный список с расположением в регионах предприятий, а также применяемых ими технологий.
При это, стоит отметить, что каждый гражданин может обратиться в РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» МЭ РК с запросом на предоставление доступной экологической информации по запросам физических и юридических лиц. Данное предприятье было создано в рамках исполнения Орхусской конвенции, на его балансе функционирует Орхусский центр, где можно узнать любую интересующую экологическую информацию.
Напомним, Орхусская конвенция — конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Материал подготовлен на основе данных, предоставленных ИА «NewTimes.kz» Министерством энергетики РК, а также на основе открытой информации опубликованной на сайте Комитета экологического регулирования МЭ РК.