Еще один суд на стороне Казахстана в этих постоянных спорах о мошенничестве с нефтяными магистралями. Бизнес вокруг черного золота, иностранные капиталовложения и заморозка счетов, об этом и другом читайте в обзоре ИА «NewTimes.kz».
Вот уже более десяти лет ведутся тяжбы по делу Стати. Европейские суды то выносят решения, то через несколько лет его отменяют. Процесс по этому делу как снежный ком все разрастается, а корни конфликта все еще запутанны. Одно ясно, последние решения по делу оборачиваются на пользу Казахстану.
В 2009 году начинается расследование в отношении компании «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай», принадлежащие Ascom Group. Агенством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью были выявлены нарушения в деятельности этих предприятий. Фирмы обвиняли в работе без лицензии и потому весь доход с 2002 по 2008 год признан нелегальным, а «накапало» там немало. В результате разбирательств был арестован директор «Казполмуная», а казахстанская часть Ascom Group перешла в руки «КазМунайГаза».
И вроде бы дело закрыто, отечественный суд вынес решение, но тут активизируются молдавские бизнесмены Анатол и его сын Габриел Стати, владельцы Ascom Group.
Суть в Договоре к Энергетической хартии – международной декларации, которая ко всему своему, несомненно, важному функционалу, также определяет порядок решение споров. Казахстан ратифицировал это соглашение и потому, иностранные инвесторы из других, подписавших документ, стран находятся под его защитой. Есть там важный пункт, при котором инвестиции не могут быть национализированы или изъяты, если на то нет достаточных оснований, а также о расторжении договоров в одностороннем порядке.
И вот начинаются судебные тяжбы о невыполнении Казахстаном обязательств согласно этой хартии.
Семья Стати в 2010 году подает в международный трибунал в Стокгольме и требует от правительства Казахстана 4 миллиарда долларов. Такие крупные дела — это всегда долгие тяжбы и постоянно растущие судебные издержки. Решение иска было удовлетворено только спустя 3 года.
В 2013 было постановлено: Казахстан должен выплатить истцу компенсацию почти в 500 миллионов долларов, за вычетом процентов и расходов на делопроизводство.
Казахстан сразу же обращается в Апелляционный суд, но спустя еще 3 года, решение по делу все же вступает в силу – заморожены все счета в Европе. В сентябре 2017 происходит арест активов в Амстердаме и акций «Самрук-Казына». В октябре – это доли в шведских предприятиях. Затем временный арест в Бельгии и заморозка 22 млрд долларов в американском «Bank of New York Mellon».
В 2019 году Казахстан меняет тактику и раскрывает коррупционные схемы, связанные с делом. В апелляционный суд Швеции поступает иск о признании самого первого решения шведского трибунала недействительным. В нем теперь появляется упоминание корпорации Vitol. Теперь же шведский закон встал на сторону Казахстана.
Даже сейчас к судебным процессам присоединяется все большее количество участников. Финиш еще нескоро, но некая тенденция уже вырисовывается.
Между тем министерство юстиции РК редакции ИА «NewTimes.kz» сообщает, что ничего не заплатила Стати. А его прекратившиеся попытки взыскать с Казахстана еще больше денег говорит об обоснованности доводов страны. Категоричность и желание идти до конца должны помочь стране снизить репетиционные риски, возникшие из-за этого процесса.
«Министерство юстиции предпринимает меры не только против исполнения этого арбитражного решения, добытого путем мошенничества, но также продолжает активно раскрывать преступные действия Стати и их сообщников, включающие мошенничество, коррупцию и международное отмывание денег (к примеру, в Люксембурге идет уголовное расследование в отношении Стати)», — заверили в ведомстве.
На днях суд Люксембурга признал, что вердикт от 19 декабря 2019 года был принят с нарушениями.
«Мы приветствуем решение кассационного суда Люксембурга и с нетерпением ожидаем защиты нашего дела о мошенничестве против Стати в апелляционном суде Люксембурга. Мы с оптимизмом смотрим на наши шансы, так как мошеннические схемы Стати уже подтверждены крупными юридическими и финансовыми независимыми экспертами, в то время как мы не видели никаких встречных доказательств в этом отношении со стороны Стати», – заявил министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев.
За ходом дела очень сложно наблюдать, рассматриваются иски по несколько лет, а между тем издержки обходятся стране в 12-13 миллиардов тенге в год. Казахстан вот уже десяток лет обеспечивает работой адвокатов и неизвестно, сколько еще будет.