четверг, 2 мая 2024 г.
icon
442.05
icon
474.14
icon
4.74
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

В Казахстане введена форма финансирования НПО

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности НПО» (далее – законопроект) разработан в соответствии с пунктом 11 Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан № 1421 от 31 декабря 2014 года.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Кодекс РК.

Об административных правонарушениях, законы РК «О государственном социальном заказе», «О некоммерческих организациях».

В рамках изменений в Закон РК «О государственном социальном заказе» наименование закона изменено на следующее: «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».

Кроме того, предусмотрены следующие новеллы.

Первое. Введена новая форма финансирования проектов НПО в форме Грантов для НПО.

Гранты станут дополнительной возможностью для реализации НПО социальных проектов на долгосрочной основе. Кроме того, НПО смогут использовать часть средств гранта на собственное институциональное развитие.

Порядок грантового финансирования НПО не будет ориентироваться на законодательство о государственных закупках. Конкурсы для НПО будут избавлены от сложных бюрократических процедур, станут прозрачнее и удаленнее от непосредственного заказчика-госоргана.

Второе. Введена форма финансирования НПО в виде «Премии для НПО».

Премии будут выдаваться от имени Правительства организациям, реализовавшим успешные социальные проекты, на основе общественных предложений и общественной оценки их деятельности.

При этом Премии не будут распределяться между сотрудниками НПО, а будут расходоваться на уставные цели организации, институциональное развитие, повышение квалификации сотрудников, укрепление материальной базы организаций.

Третье. Оператор в сфере грантового финансирования НПО.

Закон предусматривает создание отдельной организации – оператора по выдаче грантов НПО. Оператор будет создан в форме некоммерческого акционерного общества и станет выполнять роль фонда по накоплению средств для работы с НПО.

Проводить отбор проектов НПО для выделения грантов будет экспертная комиссия. В нее войдут только независимые от оператора эксперты и общественные активисты.

Оператор не монополизирует сферу государственного финансирования НПО, потому что механизм госсоцзаказа, по-прежнему, останется в действии.

Оператор сможет работать с донорами из числа иностранных и международных организаций и привлекать их средства для выдачи грантов НПО. Эта функция заимствована из практики зарубежных государств.

При этом работа оператора не окажет никакого влияния и не изменит уже существующий порядок финансирования казахстанских НПО иностранными донорами.

База данных НПО

Также Закон внедряет Базу данных НПО в виде открытого и доступного общественности информационного ресурса.

По Закону все НПО теперь должны будут подавать сведения о своей деятельности в Базу данных.

С помощью Базы данных будут поддерживаться в актуальном состоянии статистические данные казахстанского неправительственного сектора. Будет видна для общественности информация о реально действующих организациях, наиболее успешных НПО. Повысится узнаваемость НПО.

База данных НПО не будет содержать ничего нового. Там будет лишь та информация, которую по действующему законодательству НПО предоставляют в разные органы. База данных объединит эту информацию и позволит выделить «третий сектор» в качестве самостоятельного участника социально-экономических процессов.

Работа Базы данных упростит проведение конкурсов для НПО по выделению грантов и госсоцзаказа. Все сведения об НПО будут находиться на едином информационном ресурсе и НПО смогут направлять на конкурсы только свои идеи и проекты.

Пятое. Уполномоченный орган в сфере НПО.

Законопреоктом предлагается определение уполномоченного органа по взаимодействию с НПО. Уполномоченный орган будет координировать деятельность оператора, а также всех других госорганов в сфере сотрудничества с НПО, а также обеспечит работу Координационного совета по взаимодействию с НПО.

Уполномоченный орган также будет обеспечивать сбор сведений о деятельности НПО посредством Базы данных.

При этом уполномоченный орган по вопросам НПО не наделяется правом прекращать деятельность неправительственных организаций. Вопросы приостановления и/или прекращения деятельности НПО будут решаться в соответствии с действующим законодательством только по решению Суда.

В Закон РК «О некоммерческих организациях» в статью 12 введены нормы об отчетности фондов об использовании своего имущества на интернет-ресурсах и/или в периодических печатных изданиях.

 В статью 41 внесен новый пункт 5, предусматривающий обязанность НПО ежегодно представлять сведения о своей деятельности (учредителях, участниках, составе имущества, источниках формирования и направления расходования средств) в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с НПО.

В Кодекс РК «Об административных правонарушениях» законопроектом предусмотрено введение норм об административной ответственности за несоблюдение законодательства о некоммерческих организациях.

В рамках новой статьи 489-1 «Нарушение законодательства РК о некоммерческих организациях» предусматривается административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление и представление недостоверных и заведомо ложных сведений о деятельности НПО в уполномоченный орган о своей деятельности (учредителях, участниках, составе имущества, источниках формирования и направления расходования средств) в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности организации.

Неправительственные организации в Казахстане - глазами экспертов

Неправительственные организации (НПО) в Казахстане организовывались и работали еще с советских времен, но активно стали развиваться с приходом перестройки. В настоящее время существуют признанные лидеры, названия которых постоянно на слуху, есть и небольшие организации, созданные энтузиастами, и просто отчаявшимися людьми, которые, там не менее, решили решать свои проблемы путем создания НПО. Для НПО имеется и свой термин - "Третий сектор". Но до сих пор деятельность этого сектора не достаточно известна широкой общественности. Или известна весьма фрагментарно. А ведь одна из основных задач таких организаций - привлечение внимания общественности к проблемам общества, заполнение так называемых "ниш" в социально-экономическом развитии страны, которые по тем или иным причинам оказались вне поля зрения государственных структур.

Программа развития Организации объединенных наций (ПРООН) предприняла попытку исследования этой относительно новой структуры. Была собрана рабочая группа, состоящая из экспертов различных направлений и организаций. Подробные результаты исследования даны в отчете ПРООН "Неправительственные организации Казахстана: вчера, сегодня, завтра". Были использованы различные методы исследования, начиная с анализа уже имеющейся информации, заканчивая социологическим исследованием, которое проводила исследовательская группа "Центральноазиатский проект". Непосредственной целью исследования являлось изучение общественного мнения о деятельности неправительственных организаций в Республике Казахстан. Исследование ставило перед собой такие задачи, как оценка роли и эффективности НПО, оценка участия НПО в решении приоритетных проблем Казахстана по направлениям деятельности, оценка программ НПО пользователями.

Задачи исследования реализовывались при помощи метода личного стандартизированного интервью (опрос экспертов) и метода фокус групп (групповые дискуссии с пользователями неправительственных организаций). Сегодня мы будем говорить об уровне осведомленности экспертов относительно деятельности третьего сектора.

В экспертном опросе участвовали 101 эксперт. Всех экспертов можно разделить на четыре группы:

представители государственных структур (сотрудники городских акиматов - руководители, заместители и ведущие специалисты общего отдела, управления информации и общественного согласия, отдела внутренней политики и социальной сферы)

представители НПО (лидеры НПО или лица, участвующие в принятии решений). Критерием отбора НПО послужили: деятельность НПО не менее 3-5 лет, сфера деятельности НПО, известность НПО)

представители коммерческого сектора (представители малых, средних и крупных коммерческих предприятий)

представители СМИ и академических институтов (журналисты: газеты "Огни Алатау", "Казахстанская правда", "Панорама", "Мегаполис", журнал "Мысль", экономисты, философы, историки и др.

Главными функциями неправительственных организаций экспертами было названо привлечение внимания общественности к проблемам общества (70,3% опрошенных), связь общества с государством (59,4% опрошенных), активизация населения (62,4%), поддержка социально уязвимых слоев населения (43,6%) и привлечение средств различных доноров (40,6%). Но некоторая часть экспертов считает, что отдельные НПО создаются для видимости демократии (17,8%), лоббирования интересов какой-либо политической партии (15,8%), личных интересов (14,9%), отмывания финансовых средств (13,9%).

Практически две трети опрошенных экспертов заявили, что знают те или иные неправительственные организации.

Практически две трети опрошенных экспертов заявили, что знают те или иные неправительственные организации.

Наиболее эффективными неправительственными организациями в Казахстане экспертами названы "Международное казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности", 14 упоминаний, "Ассоциация деловых женщин Казахстана", 8 упоминаний, по 7 упоминаний у НПО "Каспий Табигаты" и "Диабетическая ассоциация РК". По 4-6 раз названы такие организации, как фонд "Сорос - Казахстан", федерация женщин "Статус", ассоциация предпринимателей, ЖАРИА, ассоциация "Мольдир", "21 век". Всего было названо 108 НПО.

Приоритетными направлениями деятельности НПО экспертами названы экология и защита прав женщин, далее указывались такие направления, как защита прав человека, проблемы женщин и детей, борьба с бедностью, профилактика СПИД, проблемы образования и науки, борьба с распространением наркотиков, развитие здравоохранения и культуры и искусства. Эти же направления названы экспертами, как наиболее эффективные сферы приложения сил НПО. Эксперты рекомендуют направлять усилия НПО в первую очередь на социальную сферу, с проблемами которой государственные структуры справляются не слишком успешно.

С деятельностью НПО в области экологии знакомы около двух третей опрошенных экспертов, многие из которых смогли назвать конкретную организацию. Чаще других была названа неправительственная организация "Каспий Табигаты", ее знают 27 экспертов. Еще можно выделить "Экоцентр" и движение "Невада-Семей", по 16 упоминаний, "Зеленое спасение" - 12 упоминаний.

Наиболее распространенным направлением деятельности НПО в области экологии эксперты выделили борьбу с загрязнением окружающей среды, на втором месте находится развитие экологического образования, на третьем - сохранение экосистемы (проблемы Арала, Каспия, Балхаша) и проведение экологических исследований.

С деятельностью НПО в области демократии и прав человека знакомы около половины опрошенных экспертов, половина из них смогла назвать конкретные организации. Наиболее популярной общественной организацией среди экспертов является "Международное казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности" (34 упоминания), 10 экспертов назвали "Алматинский хельсинкский комитет", несколько раз назывались "Поколение", "Конфликтологический центр", другие организации указывались еще реже.

Наиболее популярными направлениями деятельности неправительственных организаций в области демократии и защиты прав человека эксперты назвали информационное обеспечение, проведение юридических консультаций, проведение общественного мониторинга соблюдения прав человека, правовое образование.

Половина опрошенных экспертов знает о том, что предпринимают общественные организации для защиты прав женщин, детей и молодежи. Большинство экспертов смогли назвать конкретные организации. Чаще называлась "Ассоциация деловых женщин Казахстана" - 18 упоминаний, "Мольдир" - 9 упоминаний, "Феминистская лига" - 8 упоминаний.

Главным видом деятельности общественных организаций в области защиты прав женщин, детей, молодежи эксперты назвали защиту прав женщин, охрану материнства и детства. Достаточно часто называлось создание реабилитационных центров, проведение различных фестивалей, конкурсов, консультирование по юридическим и другим общественно-значимым вопросам и др.

Около половины экспертов знают неправительственные организации, работающие в социальной сфере. Каждый десятый эксперт называл "Диабетическую ассоциацию РК", пять раз упоминалось "Поколение", четыре раза кризисный центр "Сеным".

С благотворительной деятельностью НПО знаком почти каждый второй эксперт. Несколько чаще других называлось "Общество красного креста и красного полумесяца" (8 упоминаний), фонд "Бобек", фонд помощи малообеспеченным гражданам, ассоциация "Мольдир", ассоциация "БибиАна" (все по четыре упоминания).

Мнения самих представителей НПО относительно эффективности своих организаций разделились ровно на три части. Первая часть считает, что их организации работают абсолютно эффективно, миссия и цели ее выполняются полностью, вторая часть заявила, что организации действуют достаточно эффективно, но не всегда удается выполнить миссию и цели, и третья часть признается, что их организации работают не слишком эффективно, основную часть поставленных задач выполнить не удается.

Среди положительных факторов, влияющих на успешную деятельность НПО, их представители чаще называли поддержку со стороны международных организаций, наличие квалифицированных специалистов в организации, поддержку со стороны государственных органов, общественности, волонтеров из населения и др. Среди отрицательных факторов чаще указывалось отсутствие достаточных финансовых средств, негативное отношение со стороны государства, пассивность населения, плохое техническое оснащение.

При оценке экспертами состояния ресурсов их организаций, самое высокое количество баллов набрала позиция "наличие лидера", далее шли человеческие ресурсы и менеджмент организаций. Самую низкую оценку получило техническое оснащение организаций.

В качестве рекомендаций правительству Республики Казахстан эксперты советовали прислушиваться к мнению Третьего сектора, финансировать социально значимые программы, проводимые НПО, совершенствовать законодательную базу, привлекать НПО для участия в решении проблем общества, совместно участвовать в проектах НПО, поощрять инициативу неправительственных организаций.

В заключение можно сделать вывод, что НПО в Казахстане пока что не имеют четко устоявшегося имиджа в глазах широкой общественности. В целом отношение общественности к деятельности НПО довольно положительное, но в то же время и противоречивое, так как не все эксперты владеют достаточным объемом информации, и в силу этого возникает определенное недоверие. Термин "НПО" понятен не всем экспертам, некоторые относили в данную категорию политические партии и частные коммерческие структуры. Но тем не менее, сектор НПО существует, имеет определенную репутацию, хоть и противоречивую, имеет свою целевую аудитории и продолжает развиваться. Как будет происходить это развитие - зависит от самих НПО, от отношения к ним государственных и коммерческих структур, а также от активности населения.

Сегодня мы рассматривали результаты опроса экспертов, но существует такая часть общества, как социально-уязвимые слои населения: молодежь, пенсионеры, мигранты, одинокие матери, беженцы. Именно эта категория населения является объектом повышенного внимания для НПО. В следующий раз мы предоставим материалы о взгляде на деятельность НПО их пользователями.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: