Шаг 74-75. Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых CRIRSCO.
75. Введение для всех полезных ископаемых упрощенного метода заключения контрактов, используя лучшую мировую практику.
апуск кремниевого завода в Карагандинской области.
Тенденци к снижению себестоимости выпускаемой продукции.
В 2010 году в Казахстане был реализован инновационный проект и введен в эксплуатацию завод по производству металлургического кремния в Карагандинской области. В силу различных технических и финансовых обстоятельств через три года завод был остановлен.
В декабре 2013 года на заседании Совета по горно-металлургической отрасли, геологии и недропользованию по твердым полезным ископаемым при Президенте Республики Казахстан АО «Тау-Кен Самрук» и АО «НУХ «Байтерек» было поручено проработать вопросы восстановления и запуска кремниевого производства.
Во исполнение данного поручения Президента РК 15 января 2014 года между АО «Тау-Кен Самрук» и АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» подписано Соглашение о сотрудничестве. В рамках Соглашения для реализации данного проекта АО «Тау-Кен Самрук» создана дочерняя компания «Tau-Ken Temir».
Проведены два этапа технического аудита завода специалистами компаний «OTTOWOLFF» и «SMS Siemag» с последующей выдачей отчетов, согласно которых произведено восстановление работоспособности оборудования производственными службами ТОО «Tau-KenTemir».
Была восстановлена работа центральной заводской лаборатории, проведены необходимые ремонтно-восстановительные и профилактические мероприятия по рентгено - спектрометру и другим вспомогательным приборам.
2 октября 2014 года была запущена в эксплуатацию электродуговая рудотермическая печь №1 и 15 октября 2014 года была выдана первая продукция кремниевого завода.
В настоящее время печь № 1 работает в рабочем режиме и производит высокомарочные сорта металла. В 2014 году на этой печи произведено 1834 тонны товарного кремния. В 2015 году на первой печи произведено – более 6000 тонн. Готовая продукция экспортируется в США, страны Европы и Россию.
После пуска первой печи завод приступил к мероприятиям по капитальному ремонту печи №2.
25 сентября 2015 года состоялся выпуск первого металла с восстановленной печи №2. В настоящее время печь работает в штатном режиме и за сентябрь-октябрь текущего года на ней произведено около 1000 тонн металлургического кремния.
За период с октября 2014 года по ноябрь 2015 года на заводе произведено около 11808,3 тонн металлургического кремния.
Планируется, что к середине 2016 года будет достигнута проектная мощность предприятия, которая составляет 25 тыс. тонн металлургического кремния в год. На сегодняшний день на заводе работает 380 человек.
Следует отметить, что производство кремния очень энергоемкое, мощность одной электропечи составляет 35 МВт. В структуре себестоимости кремния «львиная» доля затрат приходится на потребление электроэнергии. При текущих тарифах на электроэнергию существенно снижается экономическая эффективность проекта.
Внедрение новой тарифной политики в электроэнергетике, озвученной Главой Государства в «Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации институционных реформ» будет способствовать снижению тарифов и позволит улучшить экономические показатели предприятий.
Также этому будет способствовать то, что 2 октября 2015 года вышел Указ Президента Республики Казахстан «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2011 года № 181 «О создании специальной экономической зоны «Сары-Арка».
В соответствии с данным Указом завод по производству кремния АО «Тау-Кен Темир» вошел территориально в СЭЗ «Сары-Арка», что позволит использовать льготный режим СЭЗ: корпоративный подоходный налог, налог на имущество, земельный налог, плату за пользование земельными участками, таможенные пошлины при импорте товаров, материалов и оборудования.
На сегодняшний день, завершение ремонтно-восстановительных работ по реабилитации кремниевого завода создало плацдарм для дальнейшего развития кремниевой отрасли Казахстана с дальнейшим выходом на производство солнечного кремния. Поэтому в настоящее время, в рамках сотрудничества с Республикой Катар, рассматриваются вопросы перспективного развития кремниевого производства по организации производства кремния солнечного качества (внедрение технологии газошлакового рафинирования - кремний повышенной чистоты; гидрометаллургическая очистка - получение солнечного кремния; направленная кристаллизация - доочистка и производство слитков необходимого размера).
Напомним, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул новый национальный план "100 конкретных шагов" – как адекватный ответ на глобальные и внутренние вызовы времени. Одновременно это и план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях.
По мнению Елбасы, «100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации Стратегии-2050 и укрепить казахстанскую государственность" .
Национальный план состоит из двух разделов и пяти пунктов: 1. Формирование профессионального государственного аппарата. 2. Обеспечение верховенства закона, второй раздел "Современное государство для всех" объединяет" три пункта: 3. Индустриализация и экономический рост. 4. Идентичность и единство. 5. Формирование подотчетного государства.
Предусмотрен подробный механизм реализации плана. В настоящее время уже создана национальная комиссия по модернизации при Президенте РК, в составе которой действуют пять рабочих групп, состоящих из высокопрофессиональных отечественных и зарубежных экспертов.
Задача национальной комиссии - проводить согласованное управление поэтапной реализацией пяти президентских реформ. Нацкомиссия обеспечит эффективное взаимодействие государственных органов, бизнес-сектора и гражданского общества.
Главная задача Нацкомиссии - принимать концептуальные решения и определять конкретные планы действий. Ее предложения будут утверждаться Президентом страны. Для исполнение утвержденных решений будут оперативно приниматься парламентом законы, а правительством - постановления. Регионы и отраслевые министерства буду заниматься конкретной реализацией решений, а действия министров и акимов будут строго отслеживаться Нацкомиссией.
Существенным новшеством является формирование при Нацкомиссии международного консультативного совета из числа авторитетных зарубежных экспертов. Он по замыслу должен вырабатывать научно обоснованные рекомендации и вести постоянный независимый системный мониторинг результатов реализации реформ. Таким образом, это будет неангажированный взгляд со стороны. Этот институт будет способствовать большей прозрачности казахстанских реформ и повысит к ним доверие со стороны влиятельных международных организаций.
Рабочим органом Национальной комиссии определена канцелярия Премьер-министра РК.
Образ любого государства, эффективность его работы определяют не концепции, а его служащие. В новом национальном плане первостепенное значение придается формированию профессионального государственного аппарата. Эта архиважная задача разбита на 15 конкретных шагов и начинается она с положения, что поступление на службу должно начинаться с низовых должностей. Это очень важный момент, который законодательно не даст возможность "сынкам" и "племянникам" стартовать на госслужбе с должностей, которых обычные люди, достигают лишь через несколько лет безупречной службы. Причем, отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее карьерное продвижение должны осуществляться только на основе компетентности госчиновника.
Чтобы избежать влияния местечковых интересов, нацпланом определена обязательная централизация процедуры отбора впервые поступающих на госслужбу за счет усиления роли Агентства по госслужбе и противодействию коррупции РК. Будет внедрена трехступенчатая система отбора. Для впервые поступивших на государственную службу определен обязательный испытательный срок по формуле 3+3 - рубежный контроль соответствия через три месяца и через шесть месяцев, соответственно.
Стоит отметить, что намечено повышение оплаты труда государственных служащих в зависимости от результатов их деятельности. Кроме того, программой определен переход на конкурсный принцип карьерного продвижения госслужащих. Укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.
Для осмысления национального плана "100 конкретных шагов", безусловно необходимо время. Как определил суть программы ее автор - Лидер нации - он закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых лечение системных заболеваний а не сглаживание их внешних симптомов.