суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
13oC
Астана:
icon
13oC
1xadv
×

В фонде «Самрук-Казына» прокомментировали сообщение Счетного комитета

Управляющий директор фонда «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов дал комментарий относительно сообщения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, передает ИА «NewTimes.kz».

Счетный комитет заявил о нарушениях в компаниях фонда «Самрук-Казына». Как Вы можете прокомментировать это сообщение?

— Хочу уточнить, что Счетный комитет в своем сообщении указывал на нарушения в работе КТЖ. Мы согласны, что были допущены отдельные нарушения в работе нацкомпании. И об этом уже дал пояснения главный инженер КТЖ Бауыржан Урынбасаров. Но они были в кратчайшие сроки устранены.

Что касается «Народного IPO», то об этом очень четко и ясно изложил Ернар Жанадил, и.о. управляющего директора по финансам и операциям фонда. То есть необходимо понимать, что сама программа «Народное IPO» вначале была с 2011-го по 2015 год, затем была продлена до 2022 года. В 2015 году, исполняя поручение Президента по развитию международного финансового центра «Астана» (МФЦА), было принято решение соединить все программы внутреннего и международного IPO. В связи с этим в 2015 году сама программа «Народное IPO» вообще была поставлена на утрату. Поэтому даже формальных оснований считать, что цели программы не достигнуты, нет.

Что тогда имеет в виду Счетный комитет?

— В соответствии с первоначальными планами на «Народное IPO» должны были вывести шесть компаний, но вывели две.

Однако мы все равно проводили бы работу по разъяснению и повышению финансовой грамотности населения. Это была масштабная работа... Почему не было выведено на «Народное IPO» больше компаний, мы четко разъяснили, и, как я понимаю, членами Счетного комитета это было воспринято. Ведь в самой программе написано, что время выхода компаний на «Народное IPO» будет гибким, будут учитываться макроэкономические показатели, а в каждом конкретном случае окончательное решение будет приниматься советами директоров. 

Возвращаясь к КТЖ, Счетный комитет указал на то, что были выявлены нарушения в работе нацкомпании: 6 системных недостатков и 16 процедурных нарушений. Означает ли это, что деньги были потрачены не по целевому назначению?

— Нет, абсолютно. Просто получается, что, когда осваивались эти деньги, были допущены отдельные процедурные нарушения. Например, была представлена ненадлежащая банковская гарантия, однако на строительство объекта это никак не повлияло - объект был построен. Почему тяжело квазигосударственному сектору конкурировать с частным? Потому что в частных компаниях акционер относится к такого рода моментам с пониманием. Там главное, чтобы ты достиг цели. Из-за этого частные компании более гибкие - они быстро принимают решение и делают работу. А у нас процедуры, закупки и т.п. Мы не можем быть конкурентоспособными, пока не станем такими же гибкими, как частный сектор. Хочу также отметить, что на правах акционера мы не можем вмешиваться в операционную деятельность портфельных компаний.

То есть, у фонда нет полномочий контролировать эффективность расходования бюджетных средств, которые выделяются на такие проекты?

— Прямых полномочий у нас нет. Так же, как нет их по налоговым вопросам - любая наша портфельная компания - это отдельный налогоплательщик. И в соответствии с Налоговым кодексом, она исполняет свои обязательства, как отдельное юридическое лицо. В данном случае мы имеем дело с регуляторным требованием по соблюдению бюджетного законодательства. Наша задача состоит в том, чтобы получить деньги и перечислить, например, в КТЖ. Это мы и сделали, и к этому у Счетного комитета претензий никаких не было. Затем КТЖ перечислила их в компанию, которая реализует проект. И в деятельности именно этой компании были найдены нарушения. Как у фонда могут быть механизмы, чтобы проверять такие вещи на ежедневной основе - как они заключают договоры, какого поставщика выбирают? Так никогда не делается в управляющем холдинге.

Конечно, сказать, что у фонда нет никаких механизмов, тоже нельзя. Такой механизм есть в рамках корпоративного управления. Фонд назначает совет директоров, в данном случае КТЖ, который в свою очередь назначает менеджемент компании, и именно у него есть рычаги для такого контроля.

Можете в таком случае пояснить, какие задачи Вы ставите перед портфельными компаниями как акционер, если Вы не вмешиваетесь в их операционную деятельность? Какова роль фонда в управлении такого большого количества портфельных компаний?

— Мы являемся акционером. Что для нас главное? В первую очередь рост стоимости компании. Как акционер мы не вмешиваемся в их каждодневную работу, выплату налогов, выбор подрядчиков и т.д. Наш главный индикатор - как развивается компания. Фонд выстраивает свою работу как активный инвестор. Для нас важно, чтобы стоимость этих компаний росла. И благосостояние народа Казахстана через фонд заключается именно в росте стоимости этих компаний.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0