Усть-Каменогорск сотрясает скандал: за 205,5 млн тенге городу купили трамваи, а большая часть из них не ходит, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
ИРОНИЯ ПУТИ
Трамвайная тема в Усть-Каменогорске — одна из самых актуальных. Скандалы вокруг предприятия ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк», следующие один за другим с начала года, не оставили равнодушными, пожалуй, никого. Горожане, которые следят за событиями, уже не возмущаются, а иронизируют по поводу очередных ДТП с участием трамваев и комментариев руководства парка: ожидаемых и предсказуемых.
Между тем трамваи — один из самых любимых видов общественного транспорта в Усть-Каменогорске. Несмотря на свою неспешность, они начинают работу раньше автобусов — в 5.30 утра, а заканчивают в полночь. При этом стоимость проезда в трамвае дешевле, чем в автобусе. Кроме того, трамвай надежнее, во всяком случае, в лютые морозы, когда автобусы не могут выйти на маршруты.
РЕФОРМА
Но 26 февраля 2018 года горожане запомнят надолго. Именно в этот день из-за задолженности прекратилась подача электричества в парк, трамваи работали только в часы пик. Именно с этого дня заговорили о выкупе предприятия квазигосударственной структурой, возможном обновлении парка и прочих исключительно позитивных реформах.
Затягивать, кстати, не стали. Уже 20 марта имущество ТОО «Усть-Каменогорский городской трамвайный парк» ушло с молотка. Диспетчерский пункт, подстанции, депо, склады, 26 трамвайных вагонов, 17 единиц автотранспорта и 12 спецтехники, рельсы и контактные сети оценили в 853 млн тенге. По итогам торгов на понижение цены счастливым обладателем предприятия стало АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Ертiс», учрежденное акиматом ВКО, с Даниалом Ахметовым во главе совета директоров. Нацкомпания купила трамвайный парк за 443 млн тенге.
УСТАРЕВШИЕ, НО ГОДНЫЕ
«Обновление» парка началось с приобретения 13 трамваев в депо Алматы, переживавшем реформы. Вагоны марки KT4Dt датировались 1983-1985 годами выпуска и позиционировались как «годные к эксплуатации». Их цена составила 118,5 млн тенге, доставка — 87 млн тенге.
Позднее на пресс-конференции в Алматы руководитель городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут Исахов назвал проданные Усть-Каменогорску вагоны устаревшими и неэффективными. По его словам, их утилизировали бы, если бы не нашелся покупатель.
СДЕЛКА
В феврале 2018 года директор трамвайного парка в Усть-Каменогорске Анатолий Успенский заявил, что с ним не обсуждалась вагонная сделка с Алматы, он узнал об этом от третьих лиц.
«На покупку 13 вагонов потрачено почти 200 млн бюджетных денег: 118 на покупку и 87 — на транспортировку. Вагоны, которые не поедут! Человек, который их принимал, говорит: из 13 семь — более-менее, с закрытыми глазами. Из них — 3 могут двигаться, 4 не могут. Остальные 6 — просто груда металлолома!» — высказывался Успенский.
ДРУГАЯ БЕДА
Тем не менее в начале мая 2018-го вагоны прибыли в Усть-Каменогорск, а 29 мая прошла их первая обкатка. В первый же день два трамвая встали на маршруте. Руководство парка объяснило: в одном случае сгорел предохранитель, во втором — в токоприемнике запуталась веревка. Можно было бы списать эту неприятность на разовую неполадку, но трамваи начали сходить с маршрутов с завидной регулярностью. И тогда внезапно обнаружилась другая беда: во всем виноваты рельсы!
Директор ТОО «Транспортная компания города Усть-Каменогорска» Владимир Панков озвучил сумму, необходимую на замену рельсов, шпал и оснований — 2 млрд тенге. Причем, заверил он, после этого в течение 20 лет трамвайное полотно можно будет эксплуатировать без капремонта.
ЗАПРОС
Тем временем редакция ИА «NewTimes.kz» обратилась с официальным запросом в акимат Усть-Каменогорска.
— Сколько еще средств необходимо для введения закупленных трамваев в эксплуатацию в рамках транспортной системы Усть-Каменогорска? Эти средства предусмотрены в бюджете города или области?
— Имеются ли специалисты, необходимые для обслуживания обновленного трамвайного парка? Если не имеются, какие средства потребуются для переподготовки обслуживающего персонала и машинистов? Эти средства предусмотрены в бюджете города или области?
— Будет ли дополнительно начата реконструкция рельсовых путей? Проводилось ли ТЭО этих работ? Каковы его результаты?
Вот об этом мы спросили у чиновников.
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО?
Акимат оказался скупым на факты. Там подтвердили приобретение 13 трамвайных вагонов и их доставку в город, уточнив, что администратором этого проекта являлось правление АО «НК «СПК «Ертіс».
В горадминистрации заверили, что работники «Транспортной компании города Усть-Каменогорска» уже прошли обучение у алматинских специалистов по работе с трамвайными вагонами».
«В настоящее время прорабатывается механизм текущего ремонта трамвайных путей и введения (в эксплуатацию — прим. NT) закупленных трамваев», — в завершение поделились оптимизмом чиновники.
«ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ»
А пока в акимате прорабатывают жизнеутверждающие механизмы, Усть-Каменогорск только в августе пережил четыре трамвайные аварии. Проблема, похоже, остра настолько, что, едва вступив в должность, ее отправился изучать новый градоначальник Жаксылык Омар (заменивший ушедшего в отставку в августе Куата Тумабаева).
«Куча проблем, вопросов, а ответов нет. Я вижу у вас пессимистический настрой. Главное сейчас — быстрее выпустить эти трамваи на линию. Купленные на государственные деньги, они до сих пор стоят. Вы не ищите специалистов, которые могут наладить и запустить их. У вас нет предложений, как реабилитировать компанию. Нужно искать варианты. Кроме нас самих, никто не сможет решить наши проблемы», — высказался по итогам ревизионного визита Омар.
Его мотивационные посылы, конечно, ясны, а вот судьба трамваев, парка и горожан, привыкших к удобному транспортному сообщению, увы, все еще туманна.
Ольга Бобрышева
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.