Выборы в мажилис и маслихаты в 2021 году ударят по бюджету и карманам налогоплательщиков с небывалой силой: по данным ЦИК РК, примерная смета расходов составляет 15,3 млрд тенге. Откуда взялась такая цифра и в чем заключается особенность этих выборов, читайте в обзоре журналиста ИА «NewTimes.kz».
Январские выборы в мажилис станут седьмыми парламентскими выборами в истории страны. Несмотря на то что свою независимость Казахстан получил еще в декабре 1991 года, высшего представительного органа под названием «парламент» тогда еще не существовало. Так, в 1994 году народ избирал депутатов Верховного Совета Республики Казахстан.
Однако в результате всенародного референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция. Она определила парламент как орган, осуществляющий законодательные функции и состоящий из двух палат — сената и мажилиса. Впоследствии выборы в мажилис проходили в 1995, 1999, 2004, 2007, 2012 и 2016 годах.
Изначально нижняя палата парламента состояла из 67 депутатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам. Выборы проводились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В 1998 году были приняты новые дополнения в Конституцию, которые изменили порядок формирования депутатского корпуса и количество мандатов. Мажилис уже состоял из 77 депутатов. 67 слуг народа избирались по одномандатным территориальным избирательным округам. Еще 10 депутатов — на основе партийных списков.
А уже в 2007 году мажилис стал формироваться по партийным спискам. Сегодня нижняя палата парламента состоит из 107 народных избранников. 98 депутатов избираются от политических партий по партийным спискам и 9 — Ассамблеей народа Казахстана. В этом формате были избраны депутаты IV, V и VI созывов.
Чем же интересны предстоящие парламентские выборы и почему вокруг них столько шума? Народный интерес к ним подогревает сразу несколько факторов: впервые за 16 лет они пройдут не досрочно, а в конституционные сроки, то есть за два месяца до истечения срока полномочий депутатов нынешнего созыва.
Судьбу народных избранников, баллотируемых по партийным спискам, будут решать 10 января 2021 года. А выборы депутатов, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, назначены на следующий день.
Кроме того, необычны и сами условия, в которых будут распределяться депутатские мандаты. Начавшаяся в декабре 2019-го пандемия коронавируса вряд ли пойдет на спад после Нового года: на носу — вторая волна, а значит, проводить массовые собрания людей все еще опасно. Тем не менее, возможность онлайн-голосования чиновники отмели почти сразу.
«Я не знаю, кто этот вопрос поднимает: выборный процесс регулируется законом «О выборах» и онлайн-голосование по нему не предусмотрено. На нашу почту начали поступать предложения о многодневном голосовании — у нас близко этого нет в законе. Выборы планируются в привычном формате, по бумажным бюллетеням, никаких новшеств для избирателей не будет», — заявил глава ЦИК Берик Имашев.
Причем выборы в ковидное время могут печально сказаться не только на статистике заболевших КВИ и пневмонией, но и на республиканском бюджете на 2021-2023 годы. Пандемия стала одним из ключевых факторов дороговизны голосования за казахстанских слуг народа.
Всего на проведение выборов в мажилис и маслихаты предусматриваются расходы в размере 15,3 млрд тенге. По словам члена ЦИК Сабилы Мустафиной, примерная смета расходов на 2020 год, которая была представлена правительству, составляет 10,8 млрд тенге.
Основная ее доля (7,3 млрд тенге) приходится на оплату труда 70 681 члена 10 061 избирательной комиссии. Оставшиеся 3,5 млрд тенге запланированы в смете на организационные расходы избирательных комиссий.
В ведомстве подчеркнули, что нынешняя кампания будет проходить с соблюдением всех возможных карантинных мер. Поэтому 341,4 млн тенге планируется потратить на обеспечение членов избирательных комиссий всех уровней средствами индивидуальной защиты.
Журналист ИА NT решила поинтересоваться у представителей центральной избирательной комиссии, чем еще обосновывается столь внушительная сумма на проведение выборов-2021.
В официальном запросе редакция попросила предоставить данные о расходах из бюджета на проведение всех выборов в мажилис, начиная с 1995 года. Так, для сравнения.
Однако в ЦИК «рассмотрели возможность предоставления информации» только с 2015 года. С тех пор выборы в нижнюю палату парламента проходили только однажды, в 2016. Тогда на проведение выборов депутатов мажилиса и маслихатов потратили 6 876,9 млн тенге.
Получается, что смета расходов на выборы-2021 по сравнению с предыдущими выросла почти в два раза. Вот как это объяснили в центральной избирательной комиссии.
«Рост объема расходов связан в первую очередь с повышением минимального размера заработной платы, повлиявшим на увеличение расходов по оплате труда членов избирательных комиссий.
Для справки: МЗП 2016 года — 22 859 тенге, МЗП 2020 года — 42 500 тенге, рост на 85,9%.
Во-вторых, в связи с естественным приростом населения увеличены затраты на вновь образованные 86 избирательных участков, в составе новых участковых избирательных комиссий — более 600 членов.
В-третьих, объективными факторами увеличения являются рост цен на товары, работы и услуги, а также обязательные расходы, связанные с проведением выборов в условиях пандемии», — говорится в ответе на официальный запрос ИА NT.
Кроме того, определенный рост расходов обусловлен дополнительными затратами, связанными с обеспечением членов избирательных комиссий всех уровней средствами индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки, антисептики, защитные экраны для лица, одноразовые халаты) в целях защиты их жизни и здоровья.
Дополнительные траты ЦИКа можно назвать весьма внушительными: только на покупку стационарных и переносных урн будет потрачено 28 988 400 тенге ($66 тыс), кроме того, планируется закупить медицинские маски, защитные экраны, одноразовые перчатки и антисептики на 341,4 млн тенге.
У населения тут же возникли вопросы о прозрачности поставщиков и подобного ценообразования в целом. Однако в ответе на наш запрос избирательная комиссия подчеркивает, что планирование расходов осуществляется по самой наименьшей предложенной цене. А урны попросту «износились», поэтому их придется заменить.
«При планировании объемов расходов расчеты проверяются на соответствие требованиям бюджетного и иного законодательства, действующим нормам положенности. При этом цена планируется на основе средней рыночной цены на момент формирования бюджетной заявки с приложением обосновывающих документов — прайс-листов (не менее трех). Планирование расходов осуществляется по самой наименьшей предложенной цене поставщика.
Согласно пунктам 4 и 5 инструкции по оснащению помещения для голосования, в помещении (пункте) для голосования устанавливаются стационарная урна и две переносные избирательные урны с ручками для переноса, предназначенные для голосования вне помещения.
По состоянию на 1 ноября этого года — 10 064 участка, из них планируется оснастить урнами только вновь образованные избирательные участки и заменить урны, не подлежащие использованию, в связи с их полным износом.
В соответствии с законодательством о государственных закупках, процедура определения поставщика будет известна по итогам проведения государственных закупок», — резюмируют в ведомстве.