11 февраля человечество отмечает Международный день женщин и девочек в науке, учрежденный Ассамблеей ООН. Этот праздник важен для обеспечения полного и равного доступа к науке женщин и их участие в ней. Журналист ИА «NewTimes.kz» собрала в обзоре имена юных казахстанок, которые нашли свое призвание в инновациях и технологиях, несмотря на множество гендерных стереотипов.
Женщины и девочки уже играют важную роль в научном и технологическом сообществе. Но из-за множества гендерных стереотипов они составляют менее 30% от общего числа ученых в мире.
По словам генерального секретаря ООН, мальчики и девочки проявляют одинаковые способности к наукам и математике, однако лишь немногие школьницы впоследствии выбирают профессии, связанные с научными исследованиями. Он призвал более эффективно наладить службу профориентации, чтобы женщины чаще присматривались к этим специальностям.
Между тем, по данным ЮНЕСКО, женщинам, выбравшим технические науки, сложно добиться карьерного роста: они получают меньше коллег-мужчин, а их научные работы печатают реже. Особенно мало их в информационно-телекоммуникационной сфере: лишь 3% среди специалистов ИКТ и 5% — в естественных науках и математике.
Но, несмотря на все сложности и патриархальные установки, в нашей стране множество прекрасных женщин и девушек, посвятивших себя науке. Например, ученицы «Назарбаев Интеллектуальной школы» Дана Ерланова и Дильназ Камалова — единственные участницы Google Science Fair из Казахстана.
Два года назад приложение молодых изобретательниц из Казахстана вошло в топ-20 лучших проектов. Он называется Secuence и представляет собой умную аптечку, автоматически напоминающую пациенту принимать назначенные лекарства.
За управление устройством отвечает мобильное приложение, которое также оповещает медицинский персонал о соблюдении пациентом графика приема препаратов. Для этого нужно нажать специальную кнопку на миниатюрной аптечке. При этом ее можно подключить к Wi-Fi.
Идею проекта девочки впервые представили на хакатоне в сентябре 2018 года в Алматы, где перед ними стояла задача придумать инновационное решение, упрощающее быт людей с особыми потребностями.
Изначально устройство предназначалось для людей с болезнью Альцгеймера, а родственники и врачи могли бы отслеживать прием лекарств. Проект Secuence вошел в тройку лидеров хакатона, а его авторы получили 500 долларов на реализацию идеи в качестве приза. А в 2019 году девочки выиграли региональный этап Google Science Fair, соревнуясь с командами из более чем 100 стран мира.
«Мне, конечно, приходилось сталкиваться с гендерными предрассудками. Причем часть из них сидела внутри меня — я боялась показаться глупой. Понимаете, я всегда хотела заниматься робототехникой, но у меня был страх показаться глупой, даже зайти в класс, потому что там сидели одни мальчики, которые давно этим занимаются и многое знают и умеют. Не хотела, чтобы надо мной смеялись.
Я думаю, что другие девушки испытывают такой же страх. Поэтому посоветовала бы им заниматься, несмотря на какие-то предрассудки. Они всегда будут, особенно по отношению к женщинам, девочкам. Только переборов себя, можно избавиться от этих предрассудков», — рассказывала Дильназ в интервью Sputnik.kz.
Еще одна ученица НИШ, Назира Кыдырбаева, в 2018 году презентовала современный протез и разработала научное обоснование к нему.
По словам девочки, ее сильно беспокоило положение инвалидов, не имеющих возможности выехать за границу. Именно поэтому она поставила цель создать простой в использовании и доступный для всех в материальном плане протез.
По задумке автора, когда мышцы здоровой руки сокращаются, от датчика идет сигнал в микроконтроллер, который обрабатывает сигнал и направляет его к мотору. В соответствии с полученным сигналом, сервомотор сжимает пальцы в кулак или разжимает их. Культя руки соединяется с механической рукой из искусственных материалов.
После подачи определенного сигнала она крепко сжимается. Сигнал поступает через сенсор от прибора, установленного на здоровой руке. Сенсоры расположены на бицепсе и трицепсе здоровой руки, при их напряжении подают сигнал. С помощью прибора сжимается искусственная рука.
По мнению молодого ученого, здоровые люди задумываются о трудностях инвалидов, когда у них самих не получается что-то сделать. По ее словам, было бы хорошо, если бы человек без руки мог держать вещи.
«Я постаралась создать приспособление, которое помогало бы брать вещи искусственной рукой. Это мой первый опыт. Если он будет успешным, хочу продолжать помогать инвалидам с помощью таких приспособлений, которые должны быть простыми и дешевыми. Изобретение предназначено для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями. Им может пользоваться любой человек, потерявший руку», — отмечала Кыдырбаева.
Астанчанка Дана Акилбекова работает над созданием живых костных тканей вне человеческого организма. Пару лет назад в информационном поле также появилась новость о том, что девушка смогла репрограммировать раковые клетки.
К 34 годам Акилбекова стала доктором наук и провела несколько крупных исследовательских проектов, в частности, участвовала в разработке полимерных частиц, в которых живые клетки вырабатывают инсулин.
Казахстанка получила степень PhD в Университете штата Айова, США. В 2019 году после завершения обучения в постдокторантуре в Швейцарской высшей технической школе Цюриха ее пригласили в «Назарбаев Университет» в качестве ассистент-профессора. Сейчас ее научная группа занимается проектом на стыке физики, биологии и инженерии.
«Наука — это действительно интересно, открывает глаза на многие вещи. Я хочу, чтобы вы шли в науку, чтобы вы не чувствовали, что придете в науку и никого не встретите. Здесь есть много молодых ученых, которые готовы вас поддержать», — уверяет Дана Акилбекова.
Молодая исследовательница также выступала на конференции TEDx в Астане:
Видео: TEDx Talks
Казахстанка Мадина Мадиева изобрела способ прогнозирования риска генетических последствий облучения малыми дозами у потомков облученных лиц.
Изначально девушка мечтала стать хорошим врачом, но после защиты кандидатской диссертации поступила в докторантуру и начала активно заниматься наукой.
«В науке я с 28 лет. Мне нравится заниматься исследованиями, проводить интерпретацию получаемых результатов, встречаться с такими же учеными и обсуждать научные статьи, монографии.
Буду с вами откровенна: способ прогнозирования риска генетических последствий облучения малыми дозами у потомков облученных лиц — мой единственный патент, где я являюсь непосредственным разработчиком, и, конечно, очень рада, что он был оценен по достоинству», — рассказывала Мадиева в интервью Vlast.kz.
По словам молодого ученого, в стране остается актуальным вопрос отдаленных медицинских последствий у населения, проживающего в районе, где проходили многолетние испытания ядерного оружия, — Семипалатинском регионе.
«Всем хорошо известно о вредном влиянии радиационного облучения как на организм человека, так и на его потомство, так как ионизирующее излучение вызывает генетические эффекты, которые могут передаваться поколениям.
Я долгие годы изучала данную проблему и установила, что в хромосомном аппарате наших земляков имеются нарушения в соотношении различных типов хромосомных аберраций. Интересно, что у других ученых, которые изучали генетические эффекты у людей, облученных в результате взрыва в Чернобыле и сброса радиоактивных отходов в Челябинске, такой разницы обнаружено не было.
Способ прогнозирования генетических последствий у населения Семипалатинского и других регионов, где имело место радиационное загрязнение местности, поможет специалистам выявлять группы риска и в дальнейшем правильно назначать диагностику и лечение», — объясняла Мадиева.
В общем, в нашей стране много женщин и девочек-новаторов. Вопрос лишь в том, чтобы открыть им полный доступ к науке и стимулировать к дальнейшему развитию. Ведь, в конце концов, их открытия и достижения вносят огромный вклад в социально-экономическое развитие не только Казахстана, но и всего мира.
Между тем, по данным МОН РК, доля женщин-ученых, принимающих участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, составляет 52%. А среди специалистов высшей научной квалификации женщины — доктора философии (PhD) составляют 50,8%, кандидаты наук — 54,5%, магистры — 61,1%.