Имя участника Великой Отечественной войны Рахимжана Кошкарбаева, чей подвиг долгие годы не признавали советские власти, стало известным всего пару десятков лет назад. Казахстанец, водрузивший вместе с красноармейцем Григорием Булатовым знамя Победы на Рейхстаге, не обижался на то, что его имя не сразу вписали золотыми буквами в советскую историю. По воспоминаниям дочери и внука легендарного лейтенанта, Народный герой был человеком-праздником, в доме которого не переводились гости. Специально для ИА «NewTimes.kz» Алия Рахимжановна Кошкарбаева рассказала о том, каким был отец в жизни.
Когда началась Великая Отечественная война, уроженец села Тайтобе нынешней Акмолинской области Рахимжан Кошкарбаев долго просился в ряды Красной армии. Осиротевший юноша (мать умерла, отец был репрессирован) хотел быть полезным стране в борьбе с фашистами. Тогда ему было всего 16 лет. Попасть на военную подготовку в стрелковый полк ему удалось только к 18-летию. На передовую — в октябре 1944 года, а спустя полгода он совершит подвиг, который навечно войдет в историю, но который не будут признавать советские власти.
«Комбат Давыдов подвел меня к окну. (Это еще в «доме Гиммлера»). «Видишь, — говорит, — Рейхстаг? Подбери нужных людей, будешь водружать флаг». И передал мне темный, довольно тяжелый сверток — флаг, завернутый в черную бумагу. С группой разведчиков я выскочил из окна. Вскоре нам пришлось всем залечь. Начался сильный огонь. Возле меня остался один боец. Это был Григорий Булатов. Он все спрашивал: «Что мы будем делать, товарищ лейтенант?» Мы лежали с ним возле рва, заполненного водой. «Давай поставим свои фамилии на флаге», — предложил я ему. И мы химическим карандашом, который у меня оказался в кармане, тут же под мостиком лежа, написали «674 полк, 1 б-н». И вывели свои имена: «Л-т Кошкарбаев, кр-ц Булатов». Мы пролежали до темноты. Потом началась артподготовка, и с первыми же ее выстрелами мы подбежали к Рейхстагу. Булатов поднял флаг», — так когда-то рассказывал о подвиге сам Рахимжан Кошкарбаев.
По некоторым данным, при подходе к ступеням Рейхстага лейтенанта Кошкарбаева ранило в ногу, и он передал знамя победы татарину Григорию Булатову. Истекая кровью, казах посадил однополчанина на свои плечи, и вытянувшийся в полный рост Булатов закрепил флаг на уровне второго этажа Рейхстага.
За совершенный подвиг командование полка представило лейтенанта к званию Героя Советского Союза, был подготовлен и подписан наградной лист, но награжден он был только орденом Красного Знамени.
7 мая 1999 года Рахимжан Кошкарбаев получил звание Народного героя Казахстана.
«Не помню, чтобы папа когда-нибудь переживал по поводу того, что ему не присвоили звание Героя Советского Союза. Ко всему в жизни он относился по-философски. Это был человек-праздник! Ни одни выходные не проходили без гостей, и даже в будние дни накрывался дастархан, у отца было очень много друзей. Все знаменитые личности, чьими именами названы улицы города, побывали у нас дома, начиная с Бауыржана Момышулы, Малика Габдуллина, Касыма Кайсенова, Талгата Бегельдинова и многих других. По поводу подвига он мне лично ничего не рассказывал, я узнала об этом на одной из встреч в школе. Дома он был просто папой. Вообще про войну много не говорил. Рассказывал больше о людях, которые были с ним рядом», — говорит Алия Кошкарбаева.
После войны Рахимжан Кошкарбаев переехал в Алма-Ату, много лет работал в сфере коммунального хозяйства. Более 30 лет занимал пост директора гостиницы «Алма-Ата».
«Это ведь центр старой Алма-Аты, и все собирались у него или на работе, или у нас дома. Играла домбра, пелись песни, читали стихи тогда еще молодые актеры и артисты театров, их отец специально приглашал к нам домой. Он всегда поддерживал молодых талантливых людей. Когда мне было 5-6 лет, к нам в гости пришел легендарный Бауыржан Момышулы — очень серьезный и в то же время открытый и добрый человек. С отцом он был как старший брат», — добавляет дочь героя (она преподает русский язык и литературу в одной из алматинских школ).
Внук Рахимжана Кошкарбаева Даурен, к сожалению, не застал в живых дедушку, но он много знает о нем из рассказов родных и близких.
«Еще будучи ребенком, я слышал, что «должен быть достойным внуком героя и гордо нести фамилию». Осознание подвига ко мне пришло позже. С одной стороны, это некая планка, как должен себя вести человек, чтобы быть достойным потомком, с другой — трудно отделить свое «я» от этого. Очень часто за проступки меня отчитывали: «Ты же внук героя, почему так сделал/не выучил/ прогулял урок/ получил плохую оценку?» С такими ситуациями сталкиваешься в течение жизни. С другой стороны, я, конечно, горжусь своим дедом», — говорит молодой человек.
Как добавляет внук, Рахимжан Кошкарбаев умел дружить и собирать вокруг себя людей, мог найти подход и общий язык с каждым.
«Его помнят и уважают за то, каким он был человеком вне подвига. И мне всегда хотелось быть похожим на него, иметь те же качества и прожить насыщенную жизнь», — признается парень.
Сегодня, 9 мая, родные Кошкарбаева, собравшись вместе, отдадут дань памяти великому предку, а кто-то, возможно, даже и не из числа родственников, возложит цветы к памятнику героя.