«Элементарное чувство безопасности»: Как и почему казахстанки переходят на женские службы такси и вагоны в поездах

Кто бы и как не противился, глупо отрицать феминизацию казахстанского общества. Роль женщин возрастает во многих социальных, политических и экономических процессах. Появляются женские квоты в парламенте, исчезает список запрещенных для женщин профессий, проводятся феминистические марши. 

Еще одной победой для активисток стала новость о том, что в отечественных поездах появятся купе только для женщин. На рынок выходит специальная служба такси, где можно выбрать пол водителя. Увы, предпосылки для таких решений отнюдь не радостные — казахстанки не чувствуют себя в безопасности наедине с мужчинами. Помогут ли им в этом специальные службы — рассуждает журналист ИА «NewTimes.kz».

«Элементарное чувство безопасности»: Как и почему казахстанки переходят на женские службы такси и вагоны в поездах
Фото: unsplash.com

О том, что у казахстанок появится возможность приобрести билет на поездку в отдельном женском купе поездов «КТЖ», заявил глава нацкомпании Петер Штурм. Причиной такого решения стало исследование рынка, проведенное компанией в прошлом году. 

Выяснилось, что женщины не чувствует себя абсолютно безопасно в поездах. На самом деле новость неудивительная. После скандального и ужасного кейса с изнасилованием в «Тальго» многие казахстанки поделилась рассказами о домогательствах в поездах, причем как со стороны незнакомых попутчиков, так и работников КТЖ. 

Аналогичные проблемы наблюдаются и в отечественных службах такси. В прошлом году в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане стартовала информационная кампания «Безопасность в такси Центральной Азии», направленная на изучение домогательств в такси по отношению к девушкам и женщинам и повышение видимости этой проблемы на государственном уровне. 

Результаты исследования неутешительны: 81% опрошенных женщин в Центральной Азии сталкивались с домогательствами в такси. Жертвы рассказали, что сталкивались с непристойными шутками, намеками, предложениями познакомиться, а также нежелательным физическим контактом со стороны водителей.

Поэтому идея создания специальных служб-такси для женщин, отдельных вагонов и сейф-спейсов была лишь вопросом времени. Стоит отметить, что в Казахстане уже предпринимались попытки создать службу такси для женщин, но безуспешно. 

С одной стороны, они были гораздо дороже по цене, нежели другие службы такси, с другой — большинству представительниц прекрасного пола было совсем не принципиально разъезжать на «розовых» машинах.

Так, в Алматы в 2009 году открылась транспортная компания «Розовое такси», где водителями были только женщины. Спустя два года компания закрылась, женщины-таксисты пошли работать в другие таксопарки.

О том, как именно будут функционировать женские вагоны в поездах, пока мало что известно. Руководство компании не анонсировало сроки запуска, но уточнило, что пассажирки смогут сами решать, где им находиться — в женском купе или общем. 

Создание безопасносного пространства для казахстанок в транспорте сейчас актуально как никогда. Потому что рассказы об изнасилованиях и домогательствах в общественном транспорте уже стали привычной информационной повесткой в нашей стране. Женщинам приходится действовать радикально и максимально сегрегироваться от мужчин во время одиночных поездок. 

Еще печальнее, что сейчас фокус находится на защите потенциальных жертв от насилия, а не самих насильниках. Легче отказаться от ночной поездки наедине с водителем или отправить номер его машины своим близким, чем добиться защиты от самих служб такси и государства на законодательном уровне. 

Так движемся ли к глобальной феминизации в стране или, напротив, страдаем от мужчин настолько, что вынуждены отделяться от них ради собственной безопасности? Обо всем этом журналист NT беседовала с фемактивисткой Дианой Джумагуловой-Матвеевой.

— Как, по-вашему, женские службы такси, салоны красоты или вагоны в поездах — это необходимость из-за патового положения женщин в нашей стране? Или речь идет о развитии феминистических инициатив и идей в обществе?

— Я думаю, что это все-таки необходимость. Существует ведь градация страха. И есть женщины, которые очень боятся находиться в такси с мужчинами, потому что с ними когда-то происходили трагедии, неприятные инциденты. Изнасилование, активные домогательства, попытки напасть и так далее. Конечно, после такого тяжело спокойно ездить в такси с мужчинами и при этом чувствовать себя комфортно.

Страх, в принципе, очень иррациональная вещь. Даже если рационально мы понимаем, что не все водители опасны, это очевидно, что от таких рассуждений тревога никуда не исчезает. Поэтому мне кажется, что такие службы необходимы для женщин с травматичным опытом.

Или для религиозных женщин, которые по этим соображениям не могут находиться с мужчинами наедине. Фактически без специальных служб такси у них нет альтернативы для передвижения. Либо они вынуждены ездить с родственниками-мужчинами, либо сидеть дома. Очевидно, что в современном мире это очень неудобно. Женщина хочет поехать в магазин или на работу, но постоянно испытывает дискомфорт. Ведь это противоречит ее религии.

— Но могут ли казахстанки чувствовать себя в безопасности без специальных служб для женщин?

— Есть группа женщин, которые очень уязвимы и боятся находиться наедине с мужчинами. Они стопроцентно не чувствуют себя в безопасности в нашей стране. Большинство из нас не то чтобы патологически боится мужчин, но опасается их.

К примеру, со мной происходили различные мелкие инциденты на этой почве, и когда я сажусь в машину к мужчине-водителю, то испытываю не страх, а опасения и тревогу. Поэтому если я совершаю поездку ночью или на какие-то большие расстояния, то обязательно отправляю информацию о водителе своим друзьям, парню и так далее. Чтобы чувствовать себя более безопасно.

Раньше, лет пять назад, в службах такси не было возможности поделиться информацией о поездке с  кем-то. Если я ловила попутку, то фотографировала номер машины. Это был своего рода сигнал таксисту о том, что за мной кто-то приглядывает, то есть знает о моем местонахождении, и если произойдет что-то ужасное, сможет выйти на водителя.

Поймите, что все эти отдельные службы существуют для женщин ради ощущения безопасности. Даже если в такси на меня нападет женщина-водитель, я знаю, что более-менее нахожусь с ней физически на равных и смогу дать отпор. Плюс таких кейсов, в принципе, очень мало. Поэтому ты чувствуешь себя более комфортно.

Это все именно про ощущения: чтобы ты в течение получасовой поездки не нервничала, не просматривала отклонения от маршрута и не сжимала ключи в сумке. Женщинам важно ощущение личной безопасности, так почему мы должны им в этом отказывать?!

Loading...
Жанар Муканова -  пятница, 30 июля в 11:55
Этот ненормальный автомобильный рынок
Жанар Муканова -  вторник, 27 июля в 04:43
Что скрывают улицы Казахстана?
Редактор -  суббота, 24 июля в 10:00
Как бороться с COVID-19?
Жанар Муканова -  вторник, 20 июля в 11:03
Как нам развить внутренний туризм
Редактор -  суббота, 17 июля в 11:00
Пролетая над гнездом насилия
По теме:

6 августа, пятница