Более 10 лет длится противостояние между жителями села Ребровка и главой крестьянского хозяйства «Колос». Первые упоминания о конфликте двух сторон появились в прессе еще в 2011 году. Тогда поводом стало подтопление домов, которое, по словам сельчан, произошло из-за прудового хозяйства КХ «Колос», запустившего воду в один из 12 прудов вблизи села. Сейчас основная проблема для сельчан — перекрытая к сенокосным угодьям дорога. Рассказывая обо всем этом, жители села попросили не называть их имен, потому что уже не верят, что вопрос разрешится, а еще одна огласка может негативно сказаться на их жизни в селе, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Александра Боярчук.
12 лет безрезультативных переговоров
Дорога к сенокосным угодьям, пролегающая через частную территорию хозяйства, перекрыта. По словам одной из жительниц, договориться о проезде с главой хозяйства они пытаются с 2009 года. Тогда, по ее рассказам, развернулась настоящая война.
«Трактор приезжал, шлагбаум сносил. Потом он взял этот шлагбаум и на мостик поставил, а потом вообще все окопал», — рассказывает женщина.
Как утверждают сельчане, дорогу-мост они построили за свой счет.
«Мы построили этот мост, он им пользуется сейчас. Мы складывались деньгами, нанимали кран, плиты покупали и все там сделали. Он все завалил там, перекопал, ездит там, а мы — нет. Он сказал: «Это не ваше и все». Когда мы сенокосы получаем, там написано, что сервитут на проезд, а он говорит: «В каком месте? У вас тут не указано, в каком месте на проезд», — описали ситуацию сельчане.
Дорога в объезд — не альтернатива
Глава крестьянского хозяйства Александр Веретенников утверждает, что дороги, о которой идет речь, и вовсе нет, а до сенокосных угодий можно найти и другой путь — в объезд хозяйства.
«Дорога не перекрыта, этой дороги никогда не было. Рыбопитомник является рыбопитомником, то есть там не надо находиться посторонним лицам, не надо там проезжать или вести какую-то другую деятельность. Есть ли как таковая дорога? Зарегистрирована ли она как дорога? Есть техническая дамба. Но дамба — это не дорога», — упорствует глава КХ.
На предложение ехать к сенокосным угодьям в объезд крестьянского хозяйства жители Ребровки показали карту и объяснили, почему это их не устраивает.
«Мы же затраты несем! 16,5 километра туда и столько же обратно. Да по какой дороге! 33 километра, когда здесь один километр, и все», — объяснили они.
Судебные процессы ни к чему не привели
Результаты судебных процессов и многочисленных писем в вышестоящие инстанции не принесли такого решения, которое бы удовлетворило обе стороны.
«У нас пошли процессы судебные, на нас подавали в суд. Суд обязал земельный комитет города Аксу не препятствовать нашему проезду, нашей жизнедеятельности на территории. Там указано, что никаких дорог нет», — рассказал о последней судебной тяжбе Александр Веретенников.
Что о ситуации говорят на уровне акимата
Сотрудники отдела земельных отношений Аксу, к сельской зоне которого относится Ребровка, провели мониторинг использования земельных участков на предмет выполнения хозяевами договорных обязательств на всех сельхозугодьях. 28 октября они не смогли попасть на спорную территорию через этот самый сервитут. Там стоит шлагбаум на замке. Сотрудники отдела земельных отношений отмечают, что проезд через сервитут нужно согласовывать с самим бизнесменом, но в целом должен быть свободный доступ.
«Ему был предоставлен земельный участок, и, согласно статье 267 земельного кодекса, у него был установлен сервитут — предусмотренное земельным кодексом право ограниченного пользования, то есть прохода, проезда, по его земельному участку. В постановлении при предоставлении земельного участка есть пункт 3: «Установить сервитут на предоставляемом земельном участке для проезда и прохода смежных землепользователей своим участком». То есть этим постановлением установлен уже сервитут, и он не должен воспрепятствовать этим людям, чтобы они через его участок проехали к своим земельным участкам. Что касается жителей, они уже два раза писали жалобы, два раза подавали в суд, но почему-то при таких стопроцентных доказательствах его проиграли», — прокомментировал ситуацию руководитель отдела земельных отношений Аксу Кайрат Садвакасов.
Читайте также: Земля раздора: В СКО бизнесмен присвоил пастбище и берет плату с сельчан
По его словам, этот земельный участок предприниматель не использует по прямому назначению. Место, которое арендует бизнесмен, — особо охраняемая природная территория (ООПТ). Знак с этой надписью стоит прямо возле занятого им участка. А особо охраняемым это место является потому, что находится в пойме реки Иртыш, которая имеет статус заказника.
«На самой ООПТ нельзя пахать, и ее используют только в целях сенокошения. Но у него она оформлена как прудовое хозяйство. А так как это пойменные луга, он должен их косить. А он где-то косит, где-то нет. Кроме того, согласно статье 140 земельного кодекса, он должен там проводить охранные мероприятия: если камыши или мусор, должен смотреть за этим и облагораживать, не давать, чтобы все заросло или стало болотом. Однако пруды он давно забросил: 1-2 пруда использует, остальные в заброшенном состоянии. У него есть 10 или 13 участков. Все там, в Ребровке, еще есть строения, личное подсобное хозяйство. Он на этих лугах содержит скотину и трактора. Там у него есть база отдыха. Люди туда ездят, отдыхают», — сказал Кайрат Садвакасов.
Он добавил, что на этой земле вообще ничего нельзя размещать и строить. Разрешены лишь скос и вывоз сена, и даже его хранение запрещено. Но предприниматель разместил и постройки, и технику.
Проезд был организован не без помощи высокопоставленного лица?
Однажды вопрос решился и в пользу сельчан. Один из местных жителей рассказал, что после вмешательства одной из партий и некоего господина Сыздыкова ворота для проезда жителям Ребровки отворили.
«Куда-то наше письмо увез, и после этого открылись ворота. И 8 лет были открыты. Но три года мы снова в объезд ездим», — пояснил житель села.
Александр Веретенников в свою очередь отрицает, что партия и кто-либо из ее представителей выходили с ним на связь, и об обращении к нему местных политических сил ничего не знает. Он также дополнил, что не всем сельчанам запрещено пользоваться этим проездом, и готов назвать двух человек, которым разрешен вывоз сена через его территорию два года подряд. Бизнесмен объясняет, что готов помочь, когда к нему обращаются с предложением о взаимной помощи, но когда ему говорят, что он обязан, тогда отвечает, что никому не обязан.
Позиции расставлены, каждый высказался. Что в итоге?
В этот давний спор уже не раз вмешивались власти и журналисты. Каждая из сторон всем объясняла не раз свою правоту, но конфликт исчерпанным не назовешь. Сельчане все так же обижаются на землевладельца и едут за сеном, делая большой крюк. А предприниматель указывает на план территории: частное есть частное. По его желанию могут пропустить на территорию, а могут и закрыть ворота. Очевидно, решать проблему следует совсем другими способами, возможно, за столом переговоров, а может, и вовсе в Верховном суде.