Милый европейский городок? К чему привела хаотичная застройка Уральска

За 30 лет независимости население Уральска выросло больше, чем на 100 тыс человек. Город оказался не готов к такому потоку людей, и это повлекло за собой определенные проблемы в сфере жилищно-коммунальных отношений, архитектуры, общественного транспорта и инженерных коммуникаций. Как сегодня выглядит Уральск и пытаются ли власти что-то сделать с этим, рассказывает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Айша Куанышбек.

Милый европейский городок? К чему привела хаотичная застройка Уральска
Фото: Филипп Лепцов

Уральск — это город на стыке Европы и Азии, самая западная точка Казахстана. Экс- аким ЗКО, а ныне аким Нур-Султана Алтай Кульгинов, помнится, шутил: «Хочешь в Европу без Шенгена — езжай в Уральск».

Про европейское в Уральске, а именно старинные здания времен Российской империи, большинство которых выполнено с оглядкой на Европу, мы писали ранее.

Нужда заставит, государство поможет?

С развалом СССР большая часть русскоязычного населения покинула Уральск, квартиры продали, дачи побросали. Из сел в город хлынул большой поток людей, и это же повлекло за собой ту хаотичную застройку, что есть сейчас в Уральске.

По статистическим данным, в 2021 году в городе проживает 308 тыс человек — на 94 тыс больше, чем в 1991 году. В акимате называют другую цифру — 350 тыс человек. Итоги переписи, надеемся, покажут реальное положение дел.

С 1991 по 2021 годы в Уральске появилось 550 новых многоэтажных домов. Появились 5, 7, 8, 9 и 10 микрорайоны, дома по госпрограмме строились и по ту, другую реки Чаган, в микрорайонах Молодежная, Арман, Балауса, из-за этого город вырос в длину.  

За исключением малого количества зелени, в целом новые многоэтажные микрорайоны неплохо благоустроены: есть дороги, тротуары, детские площадки и дворы, вся инфраструктура рядом.

Уральск разрастался и в ширину за счет того, что начался бум выдачи участков — по 10 соток каждому казахстанцу. С 2000 по 2015 год в Уральске построили почти 17 тыс частных домов. Появились одноэтажные районы — Старый аэропорт, «Деркул», «Сарытау», «Меловые» и куча безымянных — «ПДП №…» и т. д.

Домов по госпрограмме хватало не всем, на  выдачу земель под ИЖС в 2015 году ввели мораторий (земли без подведения коммуникаций не выдаются — прим.), поэтому заброшенные дачи начали приватизировать.  Один дачный массив, в районе обкомовской гостиницы «Самал», — для богатых. Другие же, к сожалению, для бедных.

До сих пор есть те, кто живет в старых дачных домиках или пристраивает к ним саманные мазанки. «Стеновик», «Телецентр», «Волна», «Казинки» — бывшие дачные поселки превратились в настоящие деревеньки.

«Только дураку нужен порядок. Гении господствуют над хаосом»

Безусловно, неупорядоченная застройка повлекла за собой массу проблем. Во-первых, люди, получившие на законных основаниях участки и построившие на них дома, стали требовать  и законное благоустройство — дороги и общественный транспорт.

А поскольку автопаркам (в Уральске они все частные — прим.) невыгодно ездить в отдаленные районы, акимату приходится выплачивать им субсидии. В 2021 году сумма всех субсидий по общественному транспорту составила почти 2 млрд тенге.

Во-вторых,  в попытках улучшить свой быт дачники постоянно просят подключить им электричество, газ и воду. С обеспечением газом в Уральске все нормально, с электричеством — плохо, с водой — особенно тяжело. Помимо высыхания реки Урал, есть проблема в том, что коммуникации не рассчитаны на растущее население.

С 2019 года по разным причинам в Уральске большую часть лета воду подавали по расписанию. Тогда лопнул один канализационный коллектор, в 2020 году — другой, в 2021-м река обмелела настолько, что качать из нее воду стало технически невозможно. Сейчас город экстренно переходит на подземный водозабор и пытается в аварийном порядке отремонтировать водные и канализационные трубы, в которые с 1991 года не вкладывались.

В-третьих, из-за дороговизны земли и из-за того, что в  Уральске уже действительно негде строить, распространилась уплотнительная застройка: частники-однодневки строят посреди дворов многоэтажек таунхаусы и  беспорядочно врезаются в канализацию и воду, что также не способствует хорошей подаче воды в дома.

Рост населения, неупорядоченная и незаконная застройка города, заселение дачных массивов привели к тому, что горожане не имеют доступа к качественным услугам общественного транспорта, водоснабжения, водоотведения и электричества.

Кроме этих очевидных и острых проблем, есть еще те, к которым уже привыкли,  а значит, это стало для уральцев нормой. Например, три агрегатных состояния грязи в Уральске: «грязь, грязь замерзла и грязь засохла». Про нормальную снегоуборку, очистку крыш и остановок ото льда (кроме района облакимата) уральцы и вовсе забыли.

Акимат о планах по улучшению ситуации

По словам замакима Уральска Асхата Кульбаева, у горакимата есть несколько вариантов решения проблем с таунхаусами и общественным транспортом. Также чиновники разработали некий дизайн-код, чтобы привести центральные улицы города в единый стиль. Однако с некоторыми проблемами не смогут разобраться из-за недостатка финансирования. Это относится к дачникам.

«Ввод дачных кооперативов в городские территории повлечет за собой расходы на инженерные сети, а это миллиарды. Плюс дачи неудобно расположены и изначально под капстроения не предусматривались. На дачах нереально создать условия элементарной безопасности — там даже пожарная машина не проедет.  Единственный выход — объединить усилия дачников и пытаться самостоятельно создать благоустройство: договариваться по поводу вывоза мусора, устанавливать водопровод, дороги. Это ведь простое садовое товарищество. Акимат лишь может помочь в том, чтобы договариваться с  монополистами по подключению их к инженерным сетям», — говорит чиновник.

Читайте также: «Берегите природу, мать вашу!»: Кому в Уральске позволено строить посреди леса

Относительно разросшихся «шанхаев» — частных секторов в акимате считают, что нынешняя политика, когда не выдаются участки без инженерных коммуникаций, — лучший способ затормозить хаотичное строительство.

«Частные дома в городе — это невыгодно. Туда нужно прокладывать дороги, обеспечивать вывоз мусора и снега. Коммунальные службы могут не успевать. Экономичнее обслужить километр дороги, которой пользуется 1000 семей, чем километр дороги, которой пользуются 10 семей в частном секторе. Сейчас в Уральске 70 тыс человек стоит в очереди на участки на ИЖС, это их право, но теперь земля не будет раздаваться так быстро. Мы будем делать упор на многоэтажки. Городу это выгоднее», — сказал Асхат Кульбаев.

Помимо этого, чиновник отметил, что, несмотря на долгую и безуспешную борьбу с таунхаусами, решение нашлось: теперь горе-строителям максимально усложнят процедуру подключения к инженерным сетям и выдачу техусловий.

Некрасивый и неудобный

После европейского периода в Уральске настал период архитектуры Советского Союза.  Стиль и красота  в то время были не в приоритете, главное — удобство и функциональность. И в те годы Уральск действительно был довольно комфортным. Об этом говорят статистические сборники  жилого фонда, транспорта и связи и социально-экономического развития региона.

Нынешний период в архитектуре сложно как-то охарактеризовать, скорее, это из разряда «кто на что горазд». Если раньше был порядок в плане строительства и решения вопросов расселения населения, то за время независимости все это каким-то образом удалось растерять, и получился хаос, который породил еще больший хаос. Излюбленная фраза «Куда смотрит акимат?» вполне применима к сложившейся сейчас ситуации, когда строят «вкривь и вкось». Увы, но некогда милый городок на стыке двух частей света превратился в архитектурный сюр.

Фото Филиппа Лепцова

Loading...
По теме: