Завеса тайны над самым закрытым в свое время городе в Советском союзе приоткрылась давно. Про Курчатов писали много и многие, потом как-то забыли, вспомнили в прошлом году – в 30-летие закрытия Семипалатинского ядерного полигона, благодаря которому в свое время и был построен город ядерщиков. Какие достопримечательности сохранились до наших времен, выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.
Всех гостей города ведут сразу в центр города – к аллее строителей. По словам сторожилов, именно здесь и начинался Курчатов. Было это в 1947 году, почти сразу после начала строительства Семипалатинского ядерного полигона. Архивные документы сохранили воспоминания первых поселенцев – в основном солдат, которых вслед за учеными привозили сюда для возведения инфраструктуры будущего города ядерщиков. Они и приняли первый удар неустроенной жизни на себя. Первоначально жили они в землянках и наспех возведенных бараках. Первая зима выдалась чрезвычайно суровой: сильный ледяной ветер, морозы до минус 49 градусов делали жизнь в степи невыносимой. Сохранились сведения о том, что частенько за ночь волосы примерзали к стенам землянок, а бывало, что отмерзали пальцы на ногах.
Виктор Бордей был одним из тех, кому довелось служить здесь. В 17 лет парнишка из Молдовы оказался в Курчатове. Тогда он назывался «Москва-400».
«Конечно, мы понимали, что едем служить не в Москву, сказали – рядом с Семипалатинском. Стали узнавать об этом городе в Казахстане. Оказалось, город областного значения с населением в 200 тыс человек, есть большой консервный завод – жить можно! Приезжаем на место, а нам в военкомате: «Ребята, вам не в город, вам туда – в сторону землянок». Знаете, что такое мороз в степи, ветер такой, что на ногах устоять невозможно? Или жара в 45 градусов? Но после армии здесь и остался, уехать никогда не хотел. Родители на пенсию вышли, из Молдавии сюда перевез. Помню, как отец все время жалел, что с мамой раньше сюда не приехали. Очень им здесь нравилось», — вспоминает сторожил Курчатова.
О таких первопроходцах как Виктор Бордей напоминает стела на аллее строителей. Сегодня она впечатляет не высотой, а своей ветхостью – табличка облупилась, облицовочная плитка отваливается…
Обязательным для посещения туристов города ядерщиков остается и вторая достопримечательность – двухэтажный домик Берии, расположенный в самой гуще деревьев. Говорят, его специально построили для важного гостя, который напрямую курировал создание первой бомбы. Он приехал в Курчатов накануне первого испытательного взрыва. Рассказывают, что Лаврентий Павлович прибыл с двумя подготовленными списками, в одном – фамилии тех, когда стоит наградить в случае успешных испытаний бомбы, во втором – имена тех, когда надо будет расстрелять, в случае неудачи. Испытания прошли успешно.
Кстати, есть мнение, что домик строили зря. Якобы и не ночевал Берия в нем, а остановился у кого-то из руководства города. Но дело не в этом. Как-то очень даже символично, что последние несколько лет в доме, который строили для этого государственного и политического деятеля, наводящего жуткий страх на многих, сейчас располагается православный храм. Намоленным, так сказать, стало место. Словно для искупления грехов и ошибок тех времен.
«Ошибок? Сложно сказать. Не нам оценку давать», — спокойно говорит староста храма Галина Крюкова.
По ее словам, храм здесь действует с 90-х годов. Впрочем, домик никогда не пустовал. В нем всегда жили высокопоставленные чиновники и генералы. Последний из них – генерал-лейтенант Аркадий Ильенко. Именно он, уезжая, вручил ключи прихожанам, чтобы здесь сделали церковь в честь Казанской божьей матери. Галина Ивановна тоже работала при полигоне – занималась благотворительностью, затем была председателем совета ветеранов, говорит, что никогда на нее не оказывали давления из-за ее веры, хотя партийной никогда не была.
«Храм наш особенный, он никогда не пустует. Словно бережет город. Люди постоянно сюда идут, многие издалека приезжают. Как я, верующий человек, отношусь к деятельности полигона? Считаю ли его злом? Нет. Мы верили, что так защищаем свое Отечество. Сейчас многие даже представить не могут, насколько сложной была ситуация в 1947 году, и неизвестно, что было бы дальше, если бы не открыли полигон», — говорит Галина Ивановна.
Читайте также: 30 лет без взрывов: Как сегодня живут в Курчатове возле Семипалатинского полигона
Женщина рассказывает, что 12 лет назад на полигоне и территории города проводили масштабные исследования – проверяли почву, воздух и воду на уровень загрязнения. По ее словам, все пробы были в пределах нормы, по крайней мере, не хуже, чем в Москве и других центральных городах.
«Мы все выращиваем на своей земле, все растет. Никто не отравился, — улыбается Галина Ивановна. – А знаете, какие дети у нас умные! Выпускники поступают в престижные вузы, а спортсмены занимают первые месте на республиканских олимпиадах. Значит, здоровы».
Но главная достопримечательность Курчатова и всего, что с ним связано – музей Семипалатинского испытательного полигона. Он расположен на территории национального ядерного центра и попасть в него непросто – только после предварительного согласования. По словам ведущего специалиста Айсулу Омархановой, основан музей был в 1972 году. В нем – архивные документы, фотографии, настоящее оборудование, которое использовали на полигоне.
Здесь же – полностью восстановленный кабинет Игоря Курчатова. Ученый, в честь которого и назван город, был заядлым меломаном – куда бы он не отправлялся, всегда брал с собой патефон. Механизм действует до сих пор. Здесь же, на рабочем столе, телефон, рабочие тетради и перекидной календарь, символично открытый на 29 августа 1949 года — день испытания первой бомбы.
В центре огромного зала музея как раз стоит пульт управления. Именно точно за таким же аппаратом 29 августа 1949 года сидел оператор Сергей Давыдов, который ровно в 7 часов утра нажал на красную кнопку «Пуск», сразу же были запущены все системы, которые контролируют готовность объектов Семипалатинского ядерного полигона – ровно через минуту прозвучал взрыв. Кстати, настоящий пульт управления, с которого был запущен первый взрыв, сейчас находится в российском городе Сарове. В музее стоит его точная копия. Именно с этого аппарата запускали испытания на полигоне, начиная с 60-х годов.
Всего на Семипалатинском ядерном полигоне за 42 года было проведено 456 испытаний, согласно статистики, от них пострадало более 1,5 млн человек. О мощи взрывов и влиянии их на все живое в казахстанской степи, где проходили испытания, да и далеко за ее пределами, говорят экспонаты. Например, так называемые «харитончики» — оплавленные комья земли, которые до сих пор можно найти на полигоне в эпицентре взрывов. Назвали их так в честь создателя первой атомной бомбы – академика Юлия Хартинова.
Сегодня, несмотря на закрытие полигона, жизнь и научная деятельность в Курчатове не прекратилась. На данный момент национальный ядерный центр работает по нескольким направлениям, среди них развитие атомной энергетики РК и технологий управляемого термоядерного синтеза, радиационная экология Казахстана и Семипалатинского испытательного полигона.
Читайте также: 30 лет работы национального ядерного центра РК. Достижения, разработки и планы
Однако, не только на научную деятельность, но и на развитие туризма здесь делают ставку, полагая, что история бывшего ядерного полигона и всего, что с ним связано, будет интересна людям. Кстати, саму территорию испытательного полигона ежегодно посещают до 1,5 тыс человек, а в музее уже побывало несколько десятков тысяч туристов, в основном это школьники и иностранные гости.
Фото автора