Прокурору не хватило трех дней, чтобы зачитать весь обвинительный акт. И это неудивительно: объем документа составляет 435 листов. И хотя половина страниц не несет в себе никакой полезной информации, ведь это просто копии первых 200 листов обвинительного акта (результат разделения и соединения дел), чтение сути претензий занимает много времени, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых. Адвокаты просили прокурора не зачитывать документ полностью и ограничиться главными обстоятельствами дела. Но представитель надзорного органа сообщил, что руководством было принято решение читать все. Так что участники процесса слушают.
Стоит отметить, что местами обвинительный акт напоминает историю Остапа Бендера. Но в наших реалиях у него два имени – Талгат Ардан и Канат Султанбеков. Они, по мнению прокурора, смогли обмануть президента, правительство, три министерства (экономики, финансов, транспорта), республиканскую бюджетную комиссию (РБК) и счетный комитет. Получается, гении обмана, не меньше.
При этом администратором проекта до 2014 года было министерство транспорта и коммуникаций. А значит, и контроль за всеми процессами, в том числе финансовыми, был возложен на это ведомство. К слову, с 2012 по 2014 годы руководителями министерства были Аскар Жумагалиев и Женис Касымбек.
А с 2014 года администратором назначили министерство по инвестициям и развитию (переформатированное МТК). Здесь с 2014 по 2017 годы министрами, а значит, и ответственными за проект были Асет Исекешев и Женис Касымбек.
Кроме того, всю документацию и предоставленные цифры проверяли в РБК и периодически то уменьшали запрашиваемую сумму, то давали больше. Хотя теперь в обвинительном акте сказано, что комиссия, в состав которой всегда входили премьер-министр и главы большинства министерств (в том числе Серик Ахметов, Асет Исекешев, Ерболат Досаев, Бакытжан Сагинтаев, Бахыт Султанов), была введена в заблуждение Султанбековым, Арданом и сотрудниками акимата.
Вообще, рабочим органом РБК является министерство экономики и бюджетного планирования. Оно же еще и центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию. То есть проверяет все бюджетные заявки на получение денег из республиканского бюджета. В суде сторона защиты все время пытается доказать, что обмануть такое количество людей невозможно. Они обращают внимание на то, что документацию в акимат им спускали из министерства после согласования, а не наоборот.
Помимо этого, до возбуждения уголовного дела, счетный комитет регулярно проводил проверку деятельности ТОО «Астана LRT» и не находил нарушений. Результаты их проверок до сих пор считаются объективными. Просто следствие ссылается на аудит, проведенный уже в 2019 году, который и обнаружил 5,8 млрд тенге.
По утверждению прокурора, Талгат Ардан и Канат Султанбеков сумели склонить к преступной деятельности руководителей ведущих мировых иностранных компаний в области реализации инфраструктурных проектов – Саяго Хосе Баутиста (испанская компания TIPSA), Алана Годри (французская компания SISTRA), Оната Атиллу (турецкая компания «Бюро Веритас»).
Судя по обвинительному акту, эти уважаемые и известные в своей сфере люди согласились завышать стоимость своей работы, чтобы делиться с Арданом и Султанбековым. При этом все деньги за работу (даже если стоимость была завышена) они получали на свои счета, а уже потом переводили казахстанским подрядным организациям. В обвинительном акте утверждается, что эти подрядные организации были фиктивными и по факту не работали. И существовали они только для того, чтобы только обналичивать деньги.
Так, утверждается, что Ардан, исполняя указание Султанбекова и с его непосредственным участием, выбрал в качестве будущих поставщиков услуг следующие иностранные компании:
В ходе переговоров Султанбекова и Ардана с представителями компаний SYSTRA и TYPSA была достигнута договоренность об их участии в совместной реализации проекта.
С целью совершения задуманного хищения денежных средств Султанбеков и Ардан предъявили представителям указанных компаний требование о необходимости создания консорциумов (временное объединение юридических лиц) с участием местных партнеров, выбор которых будет осуществлен Арданом самостоятельно, на что представители иностранных компаний согласились.
Одновременно Ардан и Султанбеков привлекли в качестве пособников совершения преступления представителей компаний SYSTRA Алана Годри и TYPSA Саяго Баутиста Карлоса Хосе, которые должны были содействовать совершению хищения своими советами, предоставлением информации, средств совершения преступления и устранением препятствий, а именно:
Все вышеперечисленное сказано в обвинительном акте, который зачитал в суде прокурор.
При этом обвинение иностранным компаниям предъявлено не было. Их только недавно признали подозреваемыми (но на этом все и встало) и зачем-то выделили дело в отношении них в отдельное производство. Прокурор пояснил, что сделано это в связи с тем, что они находятся за границей.
Сторона защиты все время заседаний задается вопросом: а если иностранные компании были основными пособниками в хищениях, то как можно предъявлять обвинение и доказывать виновность Султанбекова и Ардана, не допросив их? К слову, представительство компании «Бюро Веритас» находится в Казахстане, но и к ним следствие не обращалось. По крайней мере, документов об этом в деле нет.
Читайте также: Дело «Астана ЛРТ»: Попытка №3
Зато на скамье подсудимых по обвинению в хищениях оказалось девять человек: бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО «Astana Innovations» Талгат Ашим и бизнесмены Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов.
Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз ФЭО, ТЭО, конкурсов для реализации проекта ЛРТ, Ачилову, Абдыхамитову – работу в консорциуме с иностранными компаниями. Косабаев, Усенов обвиняются в том, что занимались обналичиваем денежных средств.
Еще двое, Талгат Ардан и Канат Султанбеков, находятся в розыске, вместо них в суде участвуют адвокаты. Их обвиняют в организации ОПГ, которая похитила 5,8 млрд тенге.
Ранее, еще на заседаниях под председательством судьи Кажымукана Мекемтаса (в 2020-м году, когда проектировщиков судили впервые), подсудимые объясняли, что не были знакомы до того, как попали в СИЗО. И непонятно, как тогда им можно предъявить участие в организованной группе. Но у прокуратуры нашелся ответ.
«Не все участники организованной группы знали друг друга лично, но действовали на основе взаимной осведомленности о деятельности другого соучастника и их действия всегда были направлены на достижение единого результата, выражающегося в хищении бюджетных денежных средств в особо крупном размере, вверенных Ардану», — пояснил прокурор.
Заседания продолжаются. Прокурор еще не закончил читать обвинительный акт. Однако ожидается, что на этой неделе суд перейдет к изучению доказательств по делу.